Большой Унзас 1998

30 апреля.

В 19:40 по кемеровскому времени отъехали от вокзала. Едем в общем вагоне. Место, ну конечно же, досталось около туалета – мы по-другому не можем. Заняли ещё два верхних места в середине вагона. Сидели болтали и читали газеты. Потом сели есть. После ужина мы с Женькой и Генкой пошли в соседний вагон, думали найти там Валеру Вакуленко. Но вместо Валеры нашли наших бывших товарищей – Михайловых, Тарасовых, Женю Шура и др. Посидели, поговорили. Затем мы с Женькой и Андрей Михайлов вышли в тамбур, и он нам рассказал про то, как он рассорился с Гришановыми и Масорским. В этот раз они по традиции опять шли на Мундыбаш.
Вернувшись к своим мы ещё немного поговорили, и я решил пойти лечь спать, пока ещё не поздно. Генка тоже пошёл ложиться. В 2 часа ночи в Белово в вагон зашли человек двадцать детей-туристов. Места им разместиться, конечно, нигде не было. Тогда их руководитель стал поднимать с нижних мест всех подряд и рассаживать своих питомцев. Из их разговора я понял, что они идут на Мундыбаш. Только всё успокоилось, как приехали в Новокузнецк. Тут в вагон залезла ещё толпа немереного количества. Им, конечно, разместиться вообще было негде. Кое-какие товарищи залезли на третьи полки, а остальных разместила внизу проводница, согнавшая остатки спящих на нижних полках людей. Я лежал на твердой верхней полке и мучился до 8 утра.

1 мая.

Слез с верхней полки и пошёл к остальным нашим. Не спали только Наташка и Серёга Санков, остальные все дрыхли. Приехали в Мундыбаш. Погода стоит хорошая. Постояли на перроне. Когда зашли назад в вагон, то проснулись Сергей Маурер и Танька. У Таньки билет был только до Новокузнецка. А ехала она с нами уже дольше Мундыбаша. Решили собраться поесть, разбудили Генку и Женьку.

2 мая.

Утром раньше всех встал Генка. Развёл костёр и вскипятил чай из найденных вчера им веток смородины. Вставшая вслед Наташка помогла сварить ему уху. Все остальные встали в 9 утра. Позавтракали. За холмом слышится шум работающего мотора. Этот звук приближается к нам. Вдруг на дороге появляется танк с обрезанным дулом (танкетка). Мы очень удивлены, видя его. Танк плывёт по дороге, залитой водой. Приближается к нам, я его фотографирую. Мужик на танке приветствует нас. Выходим на воду в 11:30.
Долго собирались; погода пасмурная, даже немножко капает дождь. Река стала интересная. Течение замедлилось. Около двух часов дня перед собой увидели катамаран. Потом ещё четыре впереди. Оказалось, это шёл универ, причём те самые ребята, с которыми мы встретились в прошлом году на Мундыбаше. Они вышли из Кемерова на день раньше, 29-го. А вчера долго пили водку, поэтому мы их и догнали. Прошли обе наши позапрошлогодние стоянки. Универ обогнал нас, потому что мы шли суша вёсла.
К 19:20 нашли относительно сухую стоянку на возвышении. Разбили лагерь. Сварили ужин. Сегодня до трубы мы не дошли. Мы с Танькой забежали в палатку зелёных и сидели там, болтая, а Женька забрался в красную палатку и спал там.
Всю ночь шёл дождь, а потом и снег.

3 мая.

Встали утром, а кругом лежит снег, мокрый, не как в прошлый раз на Унзасе. Низко висят снежные облака, чуть ли не опускаясь до земли. Мы готовим завтрак, а в это время снова валит снег.
Выход сегодня задержался, вышли лишь в 12:10. Почему-то травит левая гондола на нашем катамаране. За ночь почти совсем спустила. Через 30 минут хода на правом берегу заметили стоящий лагерем универ. Они ещё даже не собирались (да, видимо поход был 6-й категории сложности по водке). Мы решили обстрелять их снежками – на нашем катамаране было много снега. Мы тихо подошли к берегу, причалились, поздоровались, и сразу же начали кидаться снежками. Сперва они ничего не поняли и стояли так, не убегая. Потом прибежали их пацаны и дали нам снежковый ответ. Мы с трудом отчалили от берега под залпами вражеских орудий. Спасались бегством, снежки летели нам в спину. А наш катамаран позорно удалялся далеко вперёд, не принимая участия в бое.
В два часа дошли до трубы. Я побежал на разведку, а все подумали, что я пошёл искать место для съёмки и никто за мной не пошёл. Дойдя до второго каскада, я решил возвращаться. Вернувшись к ребятам, объяснил им как где проходить и чалиться. Сам уселся на первом каскаде и снял проход четвёрки. Они зачалились чуть дальше меня. Сергей Санков взял у меня фотоаппарат и сел снимать наше прохождение. С нами на кат решил сесть Генка. Стали отчаливаться и налетели левой гондолой на маленький острый прибрежный камень. Вроде всё нормально. Прошли трубу. После трубы на тишке сцепились катамаранами. Наташа стала играть в вампиршу. Набросилась на Женьку и стала его кусать. Потом покусала почти всех остальных, кроме меня и Серёги .Потом мы расцепились и Наташа стала гоняться за Серёгой по катамарану, пытаясь его укусить. Серёга долго убегал от неё, но в конце концов, наступив на нос катамарана, свалился в воду. В воде он ещё убегал от Наташки, пытавшейся подать ему руку, сделал круг вокруг гондолы. Когда он вылез из воды, все вокруг поняли, что он промок до нитки. Причалились к берегу и заставили Серёгу переодеться. Выжали его вещи и пошли дальше.
В 17 часов дошли до впадения Большого Унзаса в Мрас-Су. Опять пошла тишка. Начался дождь. Серёга спросил у Наташки: "У меня лицо чистое?" На что Наташка ответила, что чистое. А Серёга сказал: "Странно, 3 дня не мылся, а лицо чистое". Вскоре прошли мимо стоянки на острове, где мы стояли последнюю ночь два года назад. Шли до 19 часов, искали стоянку, а подходящих мест всё не было. Все промокли, нужно было сушиться, поэтому решили причалиться на более-менее подходящем месте. Было конечно сыро. Мы быстро развели костёр и стали готовить. Лагерь пока не ставили - шёл дождь. Все стояли вокруг костра и сушились. Когда дождь немного прекратился, разбили палатки и поставили внутрь зажжённые свечки – сушить палатки. Поели очень плотно, продолжали сушиться. Около полуночи легли спать в так и не высохшие палатки.

4 мая.

Ночь была довольно тёплая. Всю ночь шёл то снег, то дождь. Утром, в 9 часов, Генка занёс в обе палатки по чашке картошки, оставшейся со вчерашнего ужина. Это он встал раньше всех и подогрел картошку на костре. Это всех удивило.
В 12:05 вышли. Я думал, что до Мысков осталось час-полтора ходу, а мы всё гребли и гребли, а Мысков всё не было и не было. Грести трудно, катамаран то и дело бросает в стороны подводными водоворотами. Глянув налево, мы увидели над горами тяжеленную свинцовую тучу, занимавшую половину небосвода. Из неё лился дождь так, что казалось, небо слилось с землёй. Эта туча двигалась на нас. Вот уже видны полосы дождя, приближающиеся к нам. Стена дождя обрушилась на нас. Вокруг всё закрутилось и смешалось. Дождь был с градом, который больно хлестал по щекам. Мы пытались грести, но получалось только крутиться на месте. Ветром нас прибило к острову. Минут через 15 дождь кончился. Мы поплыли дольше; на нижней оконечности острова нас ждал катамаран-четвёрка. Гена спросил, где мы шлялись. Мы ответили, что сидели на вёслах и не халявили.
Плыли ещё долго и, наконец, в 14:50 приплыли в Мыски под железнодорожный мост. Здесь мы немного подсушились и собрались. В 17:30 подошла электричка на Новокузнецк. Мы погрузились и поехали. В 18:45 были в Новокузнецке. Купили билеты на поезд Таштагол - Кемерово на 22:23 в общий вагон за 34 рубля. 5 мая в 7:13 были в Кемерово.