Поднебесные Зубья 2000

19 июля.
В поход пошли втроём: Заниздра Евгений, Фомин Андрей и я.
Из Кемерова выехали на машине в 02:50. Трасса пустая, поэтому меньше 100 км/час не едем. В 06:10 уже были в Междуреченске. Доехали за 3 часа 20 минут. Заехали за бобами к Наташиным родителям.
На вокзале купили билеты до Лужбы за 11 рублей. Электричка отправилась в 07:35. По пути начался дождь. Небо всё обложило, облака опустились.
В 09:33 высадились в Лужбе. Дошли до переправы, где нас переправили за 5 рублей, и в 10:00 мы уже встали на маршрут.
Погода плохая: попеременно льёт дождь, иногда выглядывает солнце. Тропу совсем размыло, скользко, идём медленно. К 14:25 дошли до Куприяновской поляны. Теперь здесь тоже есть приют - построили в прошлом году. Быстро приготовили обед - гречневую кашу с тушёнкой, пообедали. В 16:25 вышли в путь к приюту "Высокогорному". До "Высокогорного" идти оказалось ещё тяжелее - мы сильно устали и ночью совсем не спали. На стоянку около "Высокогорного" на пути к Большому Зубу встали в 19:55. Разбили лагерь, искупались и постирались, и в 00:00 легли спать.

20 июля.
Встали в 9:00. На завтрак приготовили гороховую кашу с тушёнкой. Позавтракали. Погода пасмурная, но облачность высокая - вершины открыты.
В 10:13 вышли из лагеря на штурм Большого Зуба. Когда на одном из поворотов тропы открылся вид на Большой Зуб, то его вершина оказалась занесена тучами, но соседние вершины были открыты, и у нас теплилась надежда, что всё это скоро раздует. Мы двигались по тропе вперёд, а когда перед нами открылся цирк горы, мы увидели, что тучи не только не рассеиваются, а даже спускаются. Мы всё равно решили добраться докуда возможно и полезли вверх. Только мы успели добраться до снежного поля, простирающегося практически к самой вершине, как вдруг тучи опустились совсем низко, почти нам на головы. Начался дождь. Мы достали банку сгущёнки и сделали мороженое из снега. Решили идти вниз, пока курум совсем не промок, а то спускаться по мокрому куруму - самоубийство.
Пока шли вниз, дождь зарядил по полной программе. Мы вымокли до нитки, не спасли даже накидки от дождя. Мы шли, поскальзываясь на мокрой траве и падая, прыгая по мокрому курумнику, каждую секунду рискуя переломать себе ноги. Наконец, это мучение закончилось. Мокрые мы вернулись в лагерь.
Время 17:36. Помылись и переоделись. Мы с Андреем легли отдыхать в палатке, а Женька взял с собой удочку и пошёл на Малый Казыр рыбачить. В 19:40 он вернулся с рыбалки, так ничего и не поймав. Через час закончился дождь. Женька принялся готовить суп, а мы с Андреем - тортик. Выпили за День Рождения Оксаны по глотку коньяка из фляжки, который прихватил с собой в поход Женька. Поужинали супом. Стемнело. Уже в темноте, сидя в палатке, ели тортик из сгущёнки и печенья. Легли спать в 23:30.

21 июля.
Встали в 9 утра. Позавтракали остатками вчерашнего супа, гречневой кашей и оставшемся со вчера тортиком. Вытащили из палатки вещи сушиться. Выглянуло солнце. Сегодня переменная облачность, но дождя нет.
В 13:55 вышли из лагеря, и зашли в приют "Высокогорный". С поляны перед приютом видно, что вершина Большого Зуба всё равно закрыта тучей. Спросили у спасателя, как и куда нам идти, но он ничего вразумительного ответить не смог. Мы пошли вверх по тропе вдоль Малого Казыра к ручью Рамазин. Тропа хорошо натоптана. По пути до Рамазина встретились два крупных правых притока Малого Казыра. В 15:53 мы встали лагерем на стрелке Рамазина и Малого Казыра.
Женька опять пошёл рыбачить. А мы с Андреем искупались в ледяной воде Малого Казыра и постирали вещи. Перекусили банкой рыбных консервов.
Вечером сварили рис со сгущёнкой и уху из рыбных консервов - это на утро, чтобы завтра не терять время на приготовление пищи. А позже к ночи сварили макароны с тушёнкой взять с собой на гору.
Небо полностью очистилось от облаков, стало холодно. Вечером сидели у костра и разговаривали, ждали когда стемнеет. Спать легли в 23:45.

22 июля.
По моему будильнику встали в 8 утра. Позавтракали разогретой ухой и макаронами. Всё небо опять в облаках - откуда они ночью набежали? Но покров не сплошной, а с разрывами. Около вершины кучкуются, закрывая её.
Собрали маленький рюкзачок, в который положили сухую горную обувь, конфеты, банку сгущёнки и бутылку сваренной вчера лапши. В 10:00 вышли из лагеря на штурм Верхнего Зуба. Сначала шли по тропе, дошли до курума, там тропа потерялась, хотя иногда виднелась внизу, ближе к ручью. Прыгали через курум, когда он закончился, то Женька предложил не идти дальше по тропе вверх по Рамазину, а взобраться на хребет, что по левому берегу ручья, и по его гребню дойти до Верхнего Зуба.
Так мы и сделали. Идти по хребту было нелегко - практически всё время подъём вверх. К 13:50 достигли тура, в котором нашли записку группы кемеровчан из 8 человек, которая здесь была 08.06.2000. В записке сообщалось, что этот перевал называется Рамазин. Через 30 минут карабканья на самую большую вершину, видимую из нашего лагеря, мы обнаружили ещё один тур, в котором была записка группы томичей из 4 человек, которые были здесь 11.06.2000. Этот пик в их записке именовался "Серебряный". В каждом из туров я забирал записку и оставлял свою.
Дальше прыгали по хребтам, я ещё взобрался на какую-то вершину, не обозначенную на карте, но визуально более высокую, чем Верхний Зуб. С хребтов отлично просматривается вся Золотая Долина с её озёрами, реками и снежниками. Ярко свети солнце, облака разбежались по разные стороны горизонта.
К 16:30 мы допрыгали до вершины Верхнего Зуба. Сняли записку туристов из Анжеро-Судженска, которые здесь были до нас, и оставили свою. Пофотографировались, поели лапши и позагорали 15 минут. С вершины хорошо виден перевал Козьи Ворота и вся долина реки Туралыг.
В 17:15 двинулись в обратный путь. По дороге, на вершине пика Серебряного, мы поели мороженого из сгущёнки, снега и коньяка. Во как вкусно! Спускаться с Серебряного решили не по хребтам, а прямо вниз, в долину ручья Рамазин. На спуске оказалось тяжело - большой уклон и постоянно "живой" курум. Куда не поставишь ногу - всё везде катится. Спуск занял у нас час. Потом шли по тропе вдоль правого берега ручья Рамазин, которая часто терялась. В лагерь вернулись в 22:35.
Попили чай, перекусили банкой сайры, и в 00:05 легли спать.

23 июля.
Сегодня встали в 9:00. За вчерашний день все сгорели, поэтому спать было жарко. Небо обложено тучами. Вершины, даже те, на которых мы были, закрыты. В 8 утра шёл дождь. Мы стали потихоньку собираться.
Изредка выглядывало солнце. Оно постоянно боролось с тучами, разгоняя их. Перевал, на который нам предстояло забраться, был закрыт тучами. В 12:00 у нас всё было готово, и мы вышли в путь.
Около часа мы шли по тропе до впадения в Малый Казыр последнего ручья, а потом начался подъём на перевал. Подъём оказался тяжёлым, уклон 30-40о. Шли в режиме 10-15 минут ходьбы к 10 минутам отдыха. На перевал взобрались в 14:30. Отдохнули и сфотографировались на фоне видимого внизу озера Хунухузух. Нас догнала группа москвичей из 10 человек. Они говорили, что хотят сделать такой же маршрут, как и мы.
В 15:00 стали спускаться с перевала. Обходили снежники, попадающиеся на пути вниз, поэтому какое-то время шли без тропы. На неё встали уже внизу, у озера. В месте, где из озера вытекает река Большой Хунухузух, мы сделали привал, поели шикши. В 17:00 встретили ещё одну группу, шедшую из Лужбы со стороны Бельсу. И мужик рассказал нам, как от озера Хунухузух попасть к озеру Харатас.
Мы пошли вниз по течению реки Большой Хунухузух, перешли её вброд, далее тропа какое-то время шла вверх на перевал, затем на очередном курумнике она потерялась. Какое-то время мы ещё шли без тропы вверх, потом стали искать тропу. Времени уже много, а тропа всё не находится. Мы решили идти прямо вниз к Большому Хунухузуху, в надежде, что по пути встретим тропу. Спускались к реке напролом: через бурелом и поросший травой курумник, по болотам, съедаемые мошкой.
В 20:00 вышли к реке, а тропы так и не встретили. Решили здесь, на берегу реки и заночевать - вымотались мы за день. Развернули лагерь. Мошка летает тучами - местность болотистая. Зато за сушняком для костра далеко ходить не надо - вокруг сплошной бурелом. Поужинали и в 22:30 легли спать.

24 июля.
            Проснулись в 8:35. Спалось очень крепко. Вчера сильно устали. Сегодня предстояло идти по непроходимой тайге. Собрались, плотно позавтракали и в 10:30 вышли.
Шли вниз по течению Большого Хунухузуха. Через 15 минут хода река разливалась, и в этом месте можно было купаться. Что мы и сделали. После купания напали на протоптанную кем-то тропу в виде примятой травы. Направление, в котором были примяты травинки, говорило о том, что люди двигались в том же направлении что и мы. По этой тропе мы и дошли до реки Малый Хунухузух. Теперь предстояло идти по Малому Хунухузуху вверх по течению, до впадения в него слева реки Харатас. Тропы нигде не было. Шли через бурелом, иногда натыкаясь на звериные тропы. Купались в реке. Один раз спугнули оленёнка и его маму. Мама громко закричала. Иногда на берегах было настолько непроходимо, что приходилось идти по руслу реки против течения. Несколько раз переходили реку и в конце концов так и не поняли, где уже начался Харатас, а где закончился Малый Хунухузух. Шли по болотам, лезли через бурелом - тропы так нигде и не было. Прямо впереди был виден перевал Козьи Ворота, мы держали направление прямо на него.
Наконец, в 18:00 внизу показалось озеро Харатас, а прямо над ним - перевал Козьи Ворота. Чуть поодаль возвышался Верхний Зуб. Мы спустились вниз и в 19:00 встали на стоянку на мысу, вдающемся в озеро, расположенное на высоте 1395 метров над уровнем моря. Рядом стояла группа новокузнечан-нудистов, а чуть поодаль, у тропы на перевал - ещё одна группа новокузнечан (нормальных). Мы разбили лагерь на маленьком пятачке относительно ровного места, приготовили ужин из двух блюд и чай. Выпили по глотку самогона, оказавшемся таким же вкусным, как и коньяк.
Таким образом, за сегодня мы прошли 10 км по бездорожью, по глухой тайге. Очень устали, спать легли рано, в 22:40.

25 июля.
Встали в 9:00. Небо сплошь обложено тучами, утром даже маленько накрапывал дождь. Собрались и вышли в 11:45.
Тропа сразу вела на перевал Козьи Ворота. Подъём сначала был очень крутой, градусов под 70, потом стал значительно положе. Через 1 час 15 минут, т.е. в 12:30 мы стояли возле тура на вершине перевала. Слева возвышался Верхний Зуб. Возле тура уже суетилась группа новокузнецких туристов, которых мы встретили вчера. Мы ещё раз расспросили их про дорогу в долину Бельсу. Они сказали нам, что от озера Туралыг нужно идти через перевал налево, а можно и по тропе, которая начинается от озера и идёт по лесу, а потом на перевал.
Я оставил в туре записку и в 12:53 стали спускаться с перевала. Тропы вниз нет. Лезем по кустарнику карликовой берёзы. В 13:46 внизу у озера. Там опять повстречались с группой тех же новокузнечан. Они сказали, чтобы дойти до озера, нужно залезть на этот холмик и перевалить на другую его сторону. Мы полезли по курумнику на холм. Тут начался дождь. Перевалив холм, мы начали спускаться по бурелому и поросшему баданом курумнику. Опять встретили новокузнечан. Набрели на хорошо набитую тропу. К озеру, уже видневшемуся внизу, пошли все вместе.
Внизу, у озера, новокузнечане встали лагерем, а нас поставили на тропу, что возле ручья, вытекающего из озера, и мы пошли. Сами ребята остались ночевать на озере - они никуда не спешили.
А мы рванули по тропе вперёд. Обрадовались, ведь мы уже почти третий день ходим по тайге без троп. Начался дождь. Сильно похолодало. Изо рта идёт пар. Мы уже больше часа идём по скользкой глиняной тропе и видим, что она уводит нас в долину реки Туралыг. Через 1 час 10 минут напарываемся на русло реки Туралыг. Значит, эта тропа не ведёт на перевал. Разворачиваемся и идём до озера обратно. Здесь и встаём лагерем на ночь.
Холодно и сыро, временами идёт дождь; порывистый ветер всё так и хочет порвать полиэтилен, покрывающий палатку. Уровень воды в озере поднялся. Поужинали супом, кашей, попили чай со сгущёнкой и выпили остатки самогонки "за хорошую погоду".
Небо помаленьку стало разрывать, но солнца всё равно не видно - скрыто горами. Женька ушёл на рыбалку, но вернулся вскоре, так ничего и не поймав.
Небо опять заволокло тучами. Мы легли спать рано, в 21:45, но уснуть так и не удалось. Поднялся ураганный ветер, и мы уже думали, что нашу палатку свалит или разорвёт полиэтилен. Очень холодно, не спасает даже вся одежда, надетая на себя.

26 июля.
Всю ночь был порывистый ветер, а к утру начался дождь. В 6:30 уже шёл проливной ливень, как из ведра. Ветер вовсю раздирал полиэтилен, а саму палатку заливало дождём. Мы лежали и постепенно двигались в центр палатки от заливавших дно ручьёв. Несколько раз приходилось выскакивать из палатки, раздевшись догола, чтобы поправить задравшийся полиэтилен и перетянуть палатку. Прямо не выходя из палатки, мы сделали тортик и слопали его за мой второй День Рождения - сегодня мне исполнился 1 год. Играли в слова и спали. Дождь прекратился в 17:30, чтобы через два часа начаться снова. Таким образом, он лил без перерыва 11 часов. В перерыве мы вылезли из палатки, развели костёр, сготовили ужин и завтрак наутро. Я собрал немного черники, сварили компот. Ели и пили в палатке, так как снова лил дождь. Спать легли в 22:30.

27 июля.
Проснулись в 7:45. Погода такая же. Изредка накрапывает дождь. Облачность очень низкая. Очень холодно, на соседних горах лежит свежий, видимо ночью, выпавший снег.
Палатка наша совсем промокла, так как всю ночь, не прекращаясь, шёл дождь. Женька разогрел на костре сваренную ещё вчера лапшу с тушёнкой, а мы с Андреем собрали рюкзаки. Позавтракали, свернули совершенно мокрую палатку, и в 9:40 двинулись в путь.
А путь наш лежал на перевал, в долину реки Верхняя Тайжесу. Поднявшись на холм, что слева от озера, мы попали в низкое облако, но продолжали двигаться. Вскоре, миновав этот холм, мы стали карабкаться на перевал, но в этот самый момент нанесло сплошную облачность, мы оказались в самом центре этих туч, сразу же стало ничего не видно, и мы потеряли все ориентиры. Дул ветер и было очень холодно. Мы совсем заблудились в облаке. Куда нам идти и откуда мы пришли - было непонятно. Ясно было одно - надо уходить из облака, а значит спускаться. Справа в тумане маячила вершина со снегом - судя по карте - это была гора Тайжесу. Стали спускаться по курумнику, увидели три озера внизу. Обошли их, и через полчаса ходу внизу расстелилось озеро Туралыг, с которого мы и ушли утром. Таким образом, мы вернулись назад. Решено было перевал в долину Тайжесу не брать, а вернуться в Лужбу обратным путём - через Козьи Ворота.
Добравшись до реки Туралыг, что вытекает из озера под Козьими Воротами, мы увидели, что от прошедших дождей уровень воды в ней значительно поднялся, и там, где мы переходили её вброд, перейти уже невозможно. Наконец перешли реку у самого её истока из озера.
Стали подниматься на Козьи Ворота. Подъём довольно пологий, занял у нас всего 1 час, спуск с перевала тоже 1 час (но на спуске было трудно - потоки воды совсем размыли тропу).
Встали на стоянку на озере Харатас. Вокруг всё сыро, залито водой. С большим трудом развели костёр, но приготовить смогли лишь суп, больше костёр гореть не хотел. Стемнело, мы легли спать в сырую палатку. Ночью было очень холодно.

28 июля.
Когда мы проснулись в 7:15, то увидели, что небо абсолютно ясное, ни единого облачка. Поэтому ночью было так холодно. Мы разложили вещи сушиться, сняли полиэтилен с палатки, чтобы она просыхала. Женька пытался развести костёр, чтобы доварить недоварившийся вчера рис. Позавтракали, часть риса уложили в бутылку и взяли с собой на перекус.
Вышли в путь в 10:45. От озера Харатас дорога вела сразу вверх, и так и шла у подножия гор. Прошли мимо системы озёр Харлыгколь, попили из озера воды; миновав невысокий перевал, вышли на долину реки Большой Хунухузух. Через три часа чистого ходового времени были уже на озере Хунухузух. Здесь мы перекусили, искупались в озере, немного отдохнули и пошли дальше - штурмовать перевал Караташ.
На перевал взобрались довольно легко. Основной подъём занял всего 9 минут, правда, до этого мы ещё карабкались по курумнику и шли через снеговое поле на берегу озера. На вершине перевала видели стадо северных оленей, примерно 10 особей, они быстро пробежали на соседний хребет. С перевала спустились быстро, за 55 минут. На спуске встретили трёх женщин, они сообщили нам, что непогода их застала, когда они спускались с перевала Козьи Ворота. Их мощным потоком воды, в который превратился ручей у тропы, снесло прямо в озеро Харатас. Так что мы ещё легко отделались.
От подножия перевала Козьи Ворота до ручья Рамазин шли 46 минут, от Рамазина до стоянки у ручья Высокогорного шли ещё 1,5 часа. В 19:30 мы уже разбивали лагерь и купались в Малом Казыре. За сегодня чистого ходового времени получилось 7 часов (без привалов и перекусов).
На ужин приготовили гороховую кашу и компот из черники. Очень вкусно поели. Женька попробовал порыбачить в Малом Казыре, но так ничего и не поймал. Таким образом, сегодня мы прошли 20 километров и взяли два перевала. Спать легли в 23:00.

29 июля.
Сегодня спали долго. Женька утром снова попробовал поймать хариуса, но ничего не получилось. Позавтракали и собрались. Дошли до ручья Высокогорного. На левом его солнечном берегу росла черника. Целый час мы набирали её себе домой и на компот, на вечер.
В путь вышли в 13:40. За 2 часа 20 минут дошли до Куприяновской поляны. Там мы искупались в Малом Казыре и немного отдохнули. В 16:30 двинулись в путь в сторону Лужбы. Дорога здесь хуже и двигаться тяжелее. Мы преодолели курумник и болото на вершине перевала. За 1 час 40 минут дошли до приюта "Алгуй". После Алгуя идти стало легче - дорога вся вниз. Около талькового карьера все дороги были изрыты. К нему построили дорогу и начинают разрабатывать. Дальше мы уже шли и просто искали стоянку, потому что наши ноги уже совсем не шли - болели. Везде была дорога, и встать на ночлег было негде. Стоянку нашли лишь у первого моста через ручей Алгуй.
Приготовили ужин - первое и второе. Затем приготовили на завтра лапшу с тушёнкой и сварили компот из черники.
Спать легли в 23:30.

30 июля.
Проснулись сначала в 7:00, хотели собирать чернику, но потом стало влом собирать её по утренней росе. Решили спать до 8:00. Когда встали, развели костёр, разогрели сваренную вчера лапшу и компот, позавтракали. Собрали лагерь. Оставалось ещё немного времени, и мы пособирали чернику.
В 10:30 двинулись в путь до Лужбы. Вся дорога заняла у нас 1 час. На берегу Томи переупаковали рюкзаки и стали ждать. В 13:15 нас переправили на другой берег Томи и мы дошли до станции Лужба. Хотели в магазине купить хлеб, но там весь ассортимент составляли пиво. Сигареты, газированная вода и шоколад. Мы купили бутылку "Колы", 3 шоколадки и перекусили.
В 15:37 подошла электричка на Междуреченск. Сели и в 17:26 были уже в городе. Женька с Андреем поехали на автовокзал узнать про частника или автобус. Я остался на вокзале сторожить рюкзаки. Пришли пацаны, никакой машины они не нашли, автобус на Кемерово ушёл ещё днём. Зато они принесли много хавчика: по два пирожных на человека, по две сосиски, хлеб, шпроты в масле, мороженое и "Борисовскую". Всё это мы быстро умяли на вокзале. Потом сходили с Женькой и купили в электричку 1,5 литра разливного очень хорошего междуреченского пива, 7 штук воблы к нему и по мороженому.
Электричка подошла в 20:09. Мы сели, заняли хорошие места и стали пить пиво и есть воблу. К нам подсел какой-то алкоголик и всю дорогу докапывался до нас. В Новокузнецк приехали в 21:49. Сразу побежали на вокзал в кассу и узнали, что билетов до Кемерова ни в какие вагоны нет. Женька сбегал на автовокзал и узнал, что частники просят до Кемерова 1,5 тысячи рублей. Мы пошли к начальнику поезда договариваться. Он сказал нам, что мест, дескать, вообще нет, но он сможет нам помочь, если мы заплатим ему за билеты плюс ещё столько же на карман. Мы согласились, и он выписал нам с Андреем билеты от Абагура до Кемерова в общий вагон. Женька с нами не поехал, а пошёл ловить машину до Прокопьевска - уехать к родителям. А мы с Андреем загрузились в общий вагон, заняли боковые верхние полки и в духоте поехали. Что это была за ночь - говорить не надо, но к счастью, в 7:15 утра мы уже стояли на перроне вокзала родного города.