Поднебесные Зубья 1999

6 августа.
Из Кемерова мы выехали вчетвером: я, Люда, Лариса и Лёха - друг Кузина Андрея. Когда садились в поезд, шёл сильный дождь. Отправление в 20:15. В Топках поужинали. Хоть и едем в общем переполненном вагоне, места достались всем – так что спать сегодня будем. Спим все на верхних полках.

7 августа.
В 4:45 меня подняли девчонки, которые уже час как проснулись – их кто-то обманул со временем. В 5:44 прибыли в Новокузнецк. На 6-ом пути нас уже ждала междуреченская электричка, а Женьки нигде не было видно. Дело в том, что Женька должен был встретить меня на вокзале, а я должен был передать ему раму от катамарана и ещё кое-какие вещи. Мы загрузились в электричку, оставалось ещё 10 минут до отправления. Мы с Лёхой отправились на вокзал купить билеты и хлеб. Рядом с уличными кассами увидели неспешно идущих Таньку и Женьку. Я крикнул им, чтобы они шли к электричке и забирали раму, которую мы везли из Кемерова, а сам побежал дальше. Лёха купил в кассе 4 билета до Междуреченска, а я взял в ларьке 4 булки хлеба. Прибежав на перрон, мы ещё немножко успели поболтать с Танькой и Женькой, и в 5:57 электричка отправилась.
            В Междуреченск приехали в 7:22. Сразу же перебежали в электричку до Бискамжи, она уже стояла на первом пути. Народу в электричке – яблоку упасть негде, стоят даже в проходах. Ближе к дачам народ помаленьку рассосался и к нам в вагон пробрался Серёга Маурер. Он в Междуреченске собрал группу и едет с ними сейчас в первом вагоне. Сообща решаем до какой станции нам ехать – до Лужбы или до 142 км, т.е. идти ли нам через Казыр. Решили идти вдоль Казыра.
В 9:45 высадились на 142 км. Прошли мимо галереи до брода ниже по течению. Переоделись на берегу и парами пошли вброд на правый берег. До нас здесь перешли трое мужиков, так что мы уже знали по какому месту пойдём. Воды в Томи выше обычного. В некоторых местах уровень воды даже мне по пояс, а пери таком уровне течение сильно сносит. Вода очень холодная. Перебрались с трудом. На берегу выжались и переоделись в сухую одежду. В 11:00 двинулись в путь.
Сначала шли по широкой тракторной дороге вдоль левого берега Казыра, осматривая пороги – там тоже сейчас высокая вода. Вскоре мы отстали от группы Серёги Маурера, так как часто останавливались и лакомились ягодой-малиной, имевшейся в этих местах в изобилии. Вскоре у порога «Три Фашиста» дорога закончилась и пошла тропинка, весьма сложная на некоторых участках. Всё небо обложено тучами, часто идёт дождь, да и довольно прохладно.
Дошли до переправы через реку Сургас. На берегу её стоял лагерем пацан-рыбак. Он сказал, что минут за 20 до нас здесь переправлялась Серёгина группа. Около противоположного берега глубина по пояс, течение ещё сильнее, чем в Томи. Я вырубил две палки-посоха для опоры. Пошли вчетвером, держась за руки. Первым шёл я, последним – Алексей, посередине – девчонки. Эта переправа далась нам трудно. Когда вышли на берег, ноги ломило от холодной воды. Сразу же растёрлись полотенцем, оделись и двинулись дальше.
Через 15 минут хода впадала другая речка – Чабылпут. Она была намного уже, с одного её берега на другой было перекинуто бревно. Но по нему идти всё равно было опасно – оно пружинило под ногами и раскачивалось. Поэтому мы с Алексеем переправились через реку вброд и перенесли все четыре рюкзака. Потом девчонки ползком переправились по бревну. Пошли дальше, тропа стала более хорошей. Навстречу попались двое рыбаков, только что переправившихся через Большой Казыр. Там очень сильное течение и большая вода – как мы будем переправляться, не знаю.
В 17:35 остановились на привал, здесь и решили заночевать, так как все устали – сегодня мало спали и нормально не обедали, лишь перекусывали банкой кильки с хлебом. Группа у нас получилась автономная от Серёгиной, так что всё необходимое для раздельного похода у нас имеется. До дождя успеваем лишь поставить палатку, дров вокруг нет, с костром мучаемся. Сверху всё время льёт дождь, изо рта идёт пар. Чуть позже я нашёл сухую лесину, мы с Лёхой совместными усилиями завалили её. Развели костёр и Лариса приготовила макароны с картошкой и тушёнкой. В 20:00 поужинали, переоделись – сразу стало тепло. Приготовили чай, попили с вареньем, которое я взял из дома. Сразу после ужина легли спать в 22:15, так как из-за туч было уже темно.

8 августа.
Всю ночь шёл дождь. Но зато было тепло. Встали в 8:30 долго не могли развести костёр – вокруг всё мокрое. На завтрак приготовили гороховую кашу.
            После завтрака мы с Ларисой решили сходить до Большого Казыра, посмотреть, можно ли через него переправиться. Через 16 минут хода по тропе наткнулись на лагерь Серёги. Оказывается, они вчера тоже не дошли до Большого Казыра и встали на ночёвку. Через Большой Казыр решили переправиться вместе. Мы с Ларисой пошли к себе в лагерь за вещами.
            Свернув лагерь, в 12:30 вышли к Большому Казыру. В 12:50 дошли до Серёги. Они были уже в полной готовности и только ждали нас. Через 10 минут хода, в 13:05 были на берегу Большого Казыра. Переправляться решено было парами мальчик-девочка. У первого была палка в руке. По сравнению со всеми предыдущими речками, Большой Казыр намного сильнее – глубина по пояс, струя сильно сносит. Серёга с Натальей перебирались первыми и около противоположного берега их снесло течением и они искупались. Когда перебирались мы с Людой, уже у противоположного берега у меня течением унесло левый кед. А Серёге два раза пришлось переходить реку, чтобы перенести Ларкин рюкзак. Переоделись, я одел новые кеды, и минут через 25 хода по тропинке вдоль Малого Казыра дошли до переправы напротив Куприяновской поляны. Здесь недолго передохнули, полакомившись черникой и переправились на тот берег Малого Казыра. Течение здесь слабее, чем в Большом Казыре, но глубина тоже по пояс.
На поляне перепаковались. Мы разгрузили девчонок и в 15:05 двинулись к приюту Высокогорному. Погода настроилась, выглянуло солнце и даже стало тепло. Серёгина группа ушла с поляны на полчаса раньше. Даже с учётом разгруженности девчонок до «Высокогорного» добрались лишь в 20:05, потратив на этот путь 5 часов; конечно, у нас были большие привалы и перекус. Я сбегал немного вперёд по тропе, но Серёгину группу так и не обнаружил. Лариса сходила на поляну к приюту, но туристы, стоявшие там лагерем, тоже не видели Серёгину группу. Тогда мы остановились на ночёвку напротив поляны, где расположен приют, на другом берегу ручья, недалеко от моста через ручей Высокогорный. Приготовили ужин, поели и сразу же легли спать в 23:30, предварительно заглотив по одному глотку разведённого спирта, который Лариса прихватила с собой в поход.

9 августа.
Сегодня встали в 8:00. Немного повалявшись в палатке, мы разогрели остатки вчерашнего ужина, добавили туда банку тушёнки и позавтракали. Утром девчонки поставили себе по одной ампуле стадола, который на них весьма странно подействовал – они почувствовали сильную слабость и решили остаться в лагере, а если останутся силы – сходить на водопады. А мы с Лёхой решили сбегать на Большой Зуб.
Мы взяли с собой перекус и сгущёнку на мороженое и в 10:20 вышли в путь. Через 3 минуты хода опять-таки наткнулись на лагерь Серёги. Женька Заниздра сообщил нам, что Серёга с Ларисой вышли в путь к Большому Зубу минуты три назад. А мы сказали ребятам, что оставили девчонок в лагере, чтобы они навестили их. Мы с Лёхой пошли дальше. На одной из развилок разминулись – я отстал. Догонял я его минут двадцать, а когда догнал, он шёл уже с Серёгой и Ларисой. Дальше пошли уже вместе. Шли почти без привалов и уже через 1 час 50 минут с того момента, как мы вышли из лагеря, были уже около озера у подножия горы. Там полакомились черникой, набрали её немного с собой, чтобы сделать мороженое и пошли наверх. Подъём вели в обход «пистолета» из снега, по нижней его стороне, забирая траверсом влево. На уровне верхней границы снега у нас закончились силы и мы решили сделать перекус. Достали две рыбных консервы – одну в томате, другую в масле, закусили сухарями, заели снегом. С новыми силами полезли наверх, и к своему удивлению, через 12 минут уже стояли на вершине.
Было 14:50 местного времени. На вершине помимо нас тусовалась группа мальчишек человек из пяти. Они пофотались и пошли на спуск. Я спросил у одного из них откуда они, он ответил, что из Новокузнецка. Я попросил его сфотать нас вчетвером на фоне голубого озера с льдинами, что располагалось внизу. Он сфотал и ушёл, а мы «раздавили» ещё банку тушёнки с огурцами на вершине и в 15:45 отправились на спуск.
            Дойдя до последнего снежника внизу, мы сделали мороженое из сгущёнки с черникой. В лагерь вернулись в 19:36 – тропа за день подсохла и назад мы уже просто бежали. От развилки на водопады пика Запсиб мы шли 54 минуты. Когда мы пришли, девчонки уже приготовили нам ужин, и мы, поев досыта, сделали компот-вкуснятину из набранной днём девчонками черники и красной смородины.
            В 21:50 отправились в гости к Серёгиному лагерю. Там выяснилось, что поход в Золотую Долину назавтра отменяется потому, что у Наташи Заниздры растянута нога. Нас угостили чаем, коньяком. Мы посидели, немного погрелись у костра и когда стемнело, и на небе высыпали звёзды, отправились к себе в лагерь, освещая дорогу фонариком. Спать легли в полночь. Долго ещё болтали и травили анекдоты.

10 августа.
Сегодня проснулись лишь в 10:20. Пока вылазили из палатки, мимо прошёл на рыбалку Женька Заниздра и сказал, что весь их народ тоже ещё спит. Сходили за дровами, приготовили завтрак и в 13:13 вышли в путь к водопадам Запсиба. Пошли все, а лагерь оставили. Дойдя до Серёги, предложили ему тоже сводить народ на водопады. Он пообещал, что догонит нас.
Мы шли медленно, часто останавливались поесть чернику. Небо постепенно затягивало пеленой облаков. В 15:00 дошли до водопадов – воды в них удивительно мало. Немного погуляли по водопадам, пофотографировались; залезли на самый верх и уселись на камне посреди ручья. Открыли банку сгущёнки и поели с хлебом. Когда собирались спускаться вниз, увидели подошедшую Серёгину группу в полном составе. Мы ушли, а они остались на водопадах.
            На обратном пути нарвали корня бадана и, обернувшись назад, увидели догоняющий нас с гор дождь. Мы сразу прибавили темп, чтобы успеть по сухой тропе добежать до лагеря, но через несколько минут первые капли дождя стали падать сверху. Но всё же до начала основного ливня мы успели прибежать в лагерь, и в 17:35 уже сидели в палатке, делая перекус. А по крыше стучал дождь.
            Вечером, после дождя, долго готовили ужин, потому как дрова были сырые. После ужина в гости к нам пришёл Серёга и принёс кедровых шишек, которые мы испекли в костре. Назавтра, если будет хорошая погода, мы вместе с ним и с Лёхой сбегаем на Верхний Зуб. Спать легли в полночь.

11 августа.
Всю ночь лил дождь, не прекращаясь почти ни на минуту. Зато было тепло. К утру стало ясно, что мы никуда пойти не сможем – дороги развезло. Дождь закончился лишь в десятом часу утра. Мы вылезли из палатки, на абсолютно сырых дровах кое-как развели костёр и приготовили завтрак – почти целый котелок гречневой каши, она сильно разварилась.
После завтрака мы с Людой пошли собирать чернику, а Лариса с Лёхой пошли в гости к Серёгиной группе. До обеда мы собирали ягоду, а потом пошёл дождь. Мы опять засели в палатку и играли в карты, грызя кедровые шишки.
Вечером, с полшестого до полвосьмого мы готовили ужин; так долго потому, что дрова сырые – всё время приходится махать хобой перед костром. После ужина пошли в гости к Серёгиной группе. Они угостили нас чаем, ещё кедровыми шишками. После чая мы с Серёгой пошли к спасателям в приют «Высокогорный», чтобы узнать прогноз погоды назавтра и заодно расписание электричек до Лужбы. Мы застали в домике спасателя, лежащего на кровати. На наш вопрос о погоде он натянул на уши одеяло и пробурчал: «Какой прогноз, дурак что ли?» Мы повернулись и ушли. Вернувшись к ребятам, мы пару раз сыграли в «мафию» и отправились к себе в лагерь, где в честь нашей последней ночёвки вместе, сделали тортик из печенья и сгущёнки. Завтра мы с Людой покидаем ребят и уходим в Лужбу, чтобы к 14 августа нам поспеть на свадьбу к Валеевым в Новокузнецк. А Лариса с Лёхой присоединятся к Серёгиной группе и продолжат поход.
Спать легли в 23:00.

12 августа.
Сегодня проснулись по моему будильнику в 7:00, но провалялись до 7:10. Потом встали, надо было собираться и выходить в путь до Лужбы. Когда я вылез из палатки, то увидел, что вокруг висит густой туман и очень холодно. Стали разводить костёр – ничего не получается. Сверху полили дождик. Кое-как приготовили завтрак и собрались. Туман поднялся, и стало ясно, что погода сегодня будет переменно-облачная. Поделили вещи и продукты.
Попрощавшись, в 10:38 вышли из лагеря. Тропа очень сырая и скользкая. Идти практически невозможно – кеды всё время скользят. В дороге заставал дождь, после которого тропу совсем размыло. Наконец, в 14:15 были на Куприяновской поляне. Выглянуло солнце. Мы с Людой сделали перекус банкой кильки с сухарями и собранной по дороге красной смородиной с сахаром. В 14:50 вышли дальше в путь до Лужбы. Идти ещё тяжелее – тропа здесь совсем раскисла. Зато погода настраивается: пропали тучи, остались одни облака.
            В 17:55, пройдя с 1,5 километра от приюта «Алгуй», остановились на ночлег – прямо напротив заброшенного талькового карьера. Поставили палатку, помылись, приготовили ужин. Мимо нашей палатки ходят группы туристов из «Алгуя», посмотреть на тальк. После ужина, в 21:10 мы сами сходили, помяли тальк ногами. Здесь на карьере стоит такая тишина, не слышно ни пения птиц, ни какого другого звука. Спать легли в 22:20.

13 августа.
Люда ночью мёрзла. Её не согревал ни спальник на меху, ни две кофты. Утром встали в 9:00. После завтрака быстро свернули лагерь и в 11:10 вышли к Лужбе. До неё 9 километров, как гласит табличка, прибитая к дереву около приюта «Алгуй». Идти довольно легко – дорога в две колеи почти сухая, так как погода стоит хорошая. В 12:50 дошли до переправы через Томь. На берегу уже ждали переправы около 70 туристов, но нас всех переправили лишь в 14:04. На станции переоделись и перепаковались. Электричка подошла в 15:37. За 10 рублей мы доехали до Междуреченска, куда прибыли уже в 17:36. Предыдущая электричка на Новокузнецк ушла получасом раньше. Следующая будет лишь в 20:06. Мы с Людой купили себе по мороженому с изюмом, булку хлеба и сели на скамейках около вокзала и употребили банку сгущёнки со свежим хлебом.
В 20:06 сели на электричку, которая в 21:41 привезла нас в Новокузнецк.