Малая Сыя 2000

28 апреля.

В 7:55 наш УАЗ, до предела набитый вещами, вместе с немножко беременным Крупом, сучкой Чуей, Баем, главным водителем Саней и Вашим покорным слугой, отъехали от блат хаты Крупана.
Небо обложено тучами, идёт дождь. Дорога мокрая. Едем медленно, 50-60 км/час. В 9:00 свернули на Мариинскую трассу, здесь дорога чуть-чуть получше, скорость возросла до 70-80 км/час. Саша передал руль Ольге.
В 9:40 проехали речку Китат, затем, в 9:50 – речку Яя. Дождь прекратился. В 12:30 сделали перекус на берегу реки Антибес (видимо в ней когда-то купался Иисус Христос), что течёт немного не доезжая Мариинска. В 12:55 проехали Мариинск, в 13:20 – поворот на Тисуль. В 13:55 проехали Тисуль – большая деревня. К этому времени за рулём уже успели посидеть все.
В 16:30 проехали огромное озеро-водохранилище, на котором стояла ГРЭС. В 16:55 мы уже заправляли бак бензином в Шарыпово.
До Ужура доехали в 18:20. Там, в магазине купили хлеб, консервы и молоко. Перекусили в машине, поехали дальше. В 19:15 приехали в Копьёво, это уже Хакасия. Она началась резко: сразу после стеллы – горы. В Копьёво перекусили шашлыками. В 19:47 поехали дальше, пересекли реку Чулым. На улице заметно потеплело, понемногу стало выглядывать солнце.
По сторонам от дороги стали попадаться могильники – захоронения древней цивилизации тагар. Вокруг степь, завывает такой ветер, что машину чуть не сносит с дороги.
В 21:28 проехали мимо Ширы и свернули на Малую Сыю. Дорога совсем испортилась: асфальт пропал, пошёл дождь, ветер усилился до ураганного. Потихоньку стало темнеть.
В 22:40 прибыли в Малую Сыю, сразу же отыскали дом Лены возле дороги – во дворе большая лиственница. Лена и её муж Юра тепло нас приняли, напоили чаем; Лена рассказала нам об истории Хакасии, о могильниках, которым оказывается уже около 4-4,5 тысяч лет.
В 00:30 Лена отвела нас в другой дом спать.

29 апреля.

Cегодня проснулись в 8:30. Когда вышли на улицу, то чуть не обалдели от вида гор. Светило яркое солнце. Дул очень сильный, порывистый, но тёплый ветер. Малая Сыя была зажата горным кольцом со всех сторон.
В 10 часов позавтракали. Потом Лена попросила нас съездить в Ширу и забрать её детей, которые должны были вернуться из Новокузнецка. Мы с Сашей взяли Лену и поехали в Ширу. По дороге Лена нам рассказывала об истории Хакасии, об её современных археологических находках. Лена в Малой Сые даже создала небольшой археологический музей. Здесь, в Малой Сые, найдена древнейшая во всей Сибири стоянка первобытного человека, возраст которой примерно 34 тысячи лет.
Погода стоит хорошая: тепло, ясно, правда ветер порывистый.
Возле Ширы забрали детей Лены – две дочки и какого-то мужика Валеру, который привёз детей. Поехали обратно, по дороге фотографировали, снимали виды гор на камеру. Вернувшись, пообедали, немного после обеда отдохнули и отправились в пещеру «Археологическую». Лена снарядила всех касками, шахтовыми фонарями и аккумуляторами.
В 15:30 вышли к пещере, дошли до входа в 15:55. Сразу же спустились в тёмный сырой ход, который привёл нас в грот с боковыми ходами во все стороны. Мы ползали по Большому и Малому кольцам, собирали между камней древние косточки, возраст которых составлял несколько тысяч, а то и десятков тысяч лет. Изо рта идёт пар, который затмевает вид, пробиваемый лучом налобного фонаря. Здесь круглый год держится температура около 4 градусов тепла.
Потом Лена повела нас на нижние этажи пещеры. Там она рассадила нас всех на камнях в большом зале, а сама пошла к противоположной стене. Все выключили свет и посидели несколько минут в полной темноте и тишине. Слышен был лишь стук капель о камни, полёт летучих мышей вокруг нас, да их ультразвуковой свист. Затем Лена предложила нам с Сашей погулять по лабиринту – узким щелям с большим количеством ответвлений на нижнем этаже. Мы с Сашей полезли в лабиринт, как оголтелые, затем, когда достигли небольшого местечка с множеством тупиковых ответвлений, мы начали складывать туры, чтобы не заблудиться. Однако мы всё равно заблудились: куда ни сунешься – везде тупик. Около получаса мы так метались: вот он большой, как стелла, камень, стоящий вертикально, вот они три наших тура, но выхода нигде нет. Потом Саня сунулся в узкую щель и там оказался выход из лабиринта. Мы просто забыли, что когда залезли в лабиринт, то сначала пролезали узкую щель, через которую сейчас и нашли выход. После этого мы ещё немного походили по пещере и вылезли наверх. Итого в «Археологической» мы пробыли около трёх часов. А своё название эта пещера получила потому, что когда-то, в 1974 году в ней были найдены 5 скелетов древних людей. Вышли из пещеры в 19:20. На улице похолодало, с запада притащило фронт туч и холодный воздух.
Мы поужинали, потом вечером я и Саша помылись в бане; спать легли уже в 00:50.

30 апреля.

Проснулись в 10:00, позавтракали. Сегодня прохладно, сыро и туманно. Вершины гор закрыты облаками, иногда мелко-мелко моросит. Мы сходили к Лене и порешали, что в пещеру «Ящик Пандоры» пойдём к вечеру, ближе к ночи. А сейчас решили пойти погулять по окрестностям.
В 13:00 собрались и вышли. Сначала пошли все вместе, а потом разбрелись кто куда. Круп с Баем пошли вниз к Белому Июсу, Невский пошёл по хребту в сторону Коммунара, а я пошёл по хребту в сторону Малой Сыи. Когда мне надоело гулять, я вернулся домой, в это же время подошли и все остальные. Поужинали и стали собираться в пещеру. Бай лезть в пещеру отказался, ему хватило «Архейки». Решили идти: Оля, Саша, Лена, Валера и я.
Пока ужинали, выпал снег, похолодало. Снеговые тучи опустились совсем низко и закрыли окрестные горы.
К пещере поехали на машине, в 20:11. До подножия скалы доехали в 20:22. Стали подниматься по тропе к вершине скалы, недалеко от которой находился вход в пещеру. В 20:55 вошли в грот около пещеры, погуляли по нему 5 минут и начали спускаться в пещеру. Узкий, извилистый ход вёл практически под 800 отвесно вниз. Снизу всё время поддувал воздух – поэтому эта часть пещеры называлась пылесос. Сразу за ней шла другая часть – клешня: двойной тупик. В ней мы пособирали камушки – остатки сталактитов и сталагмитов. Дальше следовал короткий спуск под 700, и в конце маленькая площадка с камнем около полуметра в диаметре. За этот камень были фиксированы две верёвки: одна находилась там постоянно, другую принесли либо томские ребята, либо новосибирцы, работавшие уже сейчас на нижних этажах пещеры. Мы с собой взяли ещё одну верёвку (диаметром 10 мм и длиной 12 метров). Далее следовал самый ответственный спуск – катушка: почти вертикальный спуск вначале, постепенно переходящий в более отлогий. Длина 12 метров. Лена уселась возле камня страховать. Первым пошёл спускаться Валера. Спускались коромыслом, пропустив верёвку через спину. Когда Валера спустился, то крикнул нам, что ему не хватило до низа верёвки, но почему-то никто на это не обратил внимания. Следующим пошёл спускаться Круп, захватив опять ту самую верёвку, по которой шёл Валера. Этой верёвки Крупу не хватило около трёх метров. Круп внизу запаниковал, но Валера помог перехватиться за другую верёвку, и Круп удачно спустился. Следом за ней довольно быстро спустился Саша, потом я и последней – Лена. Мы попали в большой грот, откуда во все стороны вели ходы. Оттуда же был и ход на нижние этажи с озёрами. Мы пошли погулять направо в восходящий ход. Там было две параллельных трубы: мясоедовская и неглинная. На стенах мясоедовской трубы было большое количество красивой натечки в виде сталактитов, сталагмитов и сталагматов. Заканчивалась труба шкуродёром – узким лазом длиной около трёх метров с вертикальным уклоном. Шкуродёр вёл в маленький грот под названием Дока Лена. Девчонки туда не полезли. Первым полез Валера. Лезть приходилось сняв каску и аккумулятор, и толкая их перед собой, а также периодически выдыхая в узких местах и продвигаясь вперёд. Пролезли шкуродёр и попали в грот. Там на стенах были интересные натечки-пагоды. Этот грот самый верхний и располагается где-то под самой вершиной скалы. Пофотографировали и полезли обратно. Перешли в параллельную трубу – Неглинку. Её скорее надо было назвать глинкой, так как под ногами как раз было много мокрой скользкой глины. Эта труба заканчивалась тупиком. Обе трубы имели уклон около 50-600. Из Неглинки спустились назад в центральный грот – синдибобель. Там внизу мы встретили группу новосибирцев. Они поднялись с нижних этажей пещеры. Потом мы с Сашей и Валерой полезли в левые карманы синдибобеля – так называемый грот «Дельтаплан». Дельтапланом оказался большой камень-плита, размером с натуральный дельтаплан, упавший с потолка грота и застрявший в узком проходе. При первом же землетрясении он упадёт окончательно и перекроет вход в этот грот. Мы перелезли назад в сидибобель. Уже собрались возвращаться назад по катушке, как двое новосибирцев предложили нам спуститься с ними на нижние этажи до «Маракетова» грота. К этому гроту вёл очень узкий 30-ти метровый практически всё время вертикальный ход под названием «Кемп-Девид». Мы познакомились с новосибирцами: одного звали Тёма (около 40 лет), другую девочку звали Наташа (около 22-23 лет). Полезли вниз. На пути встретилось два сложных места: лифт и бутылочка, где приходилось в вертикальные колодцы спускаться на руках, а внизу была пустота – не на что было наступить. Долезли до грота – зрелище впечатляет: перед взором открылась бездна, луч фонаря не пробивал даже до противоположной стены. Размеры грота 40?50 метров и глубина от балкона 10 метров, свод возвышается ещё на 20 метров. Вверх лезть было труднее, чем вниз. Выбрались в синдибобель и по очереди стали подниматься вверх по катушке. Когда поднялись в верхний грот, там уже ночевали новосибирцы, расставив по углам грота горящие свечи – получилось так красиво. Мы поздравили новосибирцев с праздником 1 мая, так как время было уже 00:25, попрощались и стали спускаться вниз по заснеженному каменистому склону к машине. Было совсем темно и мы светили себе налобными фонарями. Спустились к машине, очистили её от снега, который падал всё это время. До деревни ехали со скоростью не более20 км/час. По приезду в Малую Сыю, мы с Сашей растопили баню. Потом Лена с Валерой пришли к нам в гости, принесли шампанское и варёную сою. Мы тоже приготовили ужин и все вместе сели есть. Потом ещё долго сидели, пили чай. Девчонки легли спать в 4 утра, а мы с Сашей в 5 утра.

1 апреля.

Cегодня встали в 10:00. После завтрака собрались и, взяв с собой Лену, поехали на машине в «Тагыз-Ас»: по-хакаски – девять ртов. Девять гротов на правом берегу Белого Июса. УАЗик оставили около скалы на правом берегу. Вокруг красота – горы покрыты белоснежным снегом. Мы прошли по тропе, ведущей по скалам, и посетили все 9 гротов, причём в двух из них на стенах даже были древние наскальные надписи. В самом большом гроте Лена сказала нам перевод надписи на стене. Эту надпись писал хакасский хан.
Чуть позже потеплело, снег почти везде растаял. Мы развели костёр и сделали чай, попили и отправились в обратный путь. В 19:00 уже были в деревне. Приготовили картошку с тушёнкой, наелись досыта. Сели смотреть фильм «Один дома».

2 апреля.

Утром встали рано, в 6:00, позавтракали, собрали вещи, перенесли их в машину. Пришла прощаться Лена, угостила нас булочками. Мы поблагодарили её за тёплый приём, гостеприимство, сели в машину, и в 8:02 уехали из Малой Сыи.
По дороге заехали на озеро Шира. Оно ещё не до конца очистилось ото льда. На очере очень холодно. Мы сняли его на камеру и поехали дальше. Сразу за Широй и до самого Тисуля очень много снега, в некоторых местах даже дорогу перемело. Поля и горы все в снегу. Такое ощущение, как будто сейчас середина зимы. За Мариинском количество снега стало уменьшаться, и к Томску снег совсем пропал. В Томск приехали в 21:52.