Она 1998

2 августа.
Для меня поход начался лишь сегодня. Все наши уехали еще вчера вечером в Новокузнецк, а я вчера работал в ночь, поэтому догонял их сегодня на утреннем автобусе. В Новокузнецке меня должны были встречать на автовокзале, но когда я приехал, никто меня не встретил. Я на всякий случай подождал час и поехал к Тане домой. Там уже все меня ждали, и только я появился, как мы все сразу попрощались с родителями, и пошли к Таниной бабушке. У бабушки мы очень плотно перекусили перед дорогой и в 19:00 сели на поезд до станции Аскиз.

3 августа.
В 4:45 приехали в Аскиз. На вокзале купили билеты до Абазы на 6:15 утра за 21,2 рубля. До Абазы едет один вагон, да и тот совершенно пустой. Загрузились, сразу позавтракали и завалились спать. В Абазу приехали в 8:25. Проводница разбудила нас поздно, когда поезд уже прибыл на станцию. Выгрузились.
            В Абазе низко висят тучи, закрывая горы; воздух весь пронизан влагой. Только мы собрались пойти искать машины, как на нас с Женькой сразу напали водилы, предлагая довезти куда угодно. Все они были на легковушках. Мы спросили, сколько они хотят за доставку до 105 километра. Просили по 90-100 рублей с носа. Мы, конечно, не соглашались и предлагали 300 рублей за группу. Потом при торге якобы "наскребли" 465 рублей. Мужики сказали, что за такую сумму нас никто не повезет. Тогда мы с Наташкой пошли в город искать транспорт. Пока мы шли по дороге, к нам подъехали красные "Жигули" и мужик, который с нами торговался, сказал, что подбросит нас до водителя микроавтобуса. Когда мы подъехали к водителю микроавтобуса, тот сказал, что повезет нас за 500 рублей. Мы ответили, что у нас столько денег нет, и предложили ему поехать на вокзал посчитать, может, наскребем нужную сумму. На вокзале мы предложили ему 465 рублей, но он не согласился. Вдруг около привокзального магазина мы увидели грузовую "Toyot'у". Мы сразу же подбежали к ней, но водитель сказал, что он работает на хозяина. Мы сторговались с хозяином магазина за 400 рублей. Когда машина подъехала к нашим рюкзакам, к водителю тут же подбежали мужики, калымящие на туристах. Они были возмущены тем, что он отбил у них клиентов. Чуть было не завязалась драка. Напоследок они заявили ему, чтобы он привез им сотню.
            Загрузили в кузов рюкзаки, люди сели в кабину, а Сергей Маурер, Слава и я сели в кузов снимать – Серега с камерой, я – с фотоаппаратом. Выехали в 9:40. Переехав через реку Абакан, остановились, Серега со Славой вылезли из кузова, и пошли лесом обходить пост ГАИ. Я сел в кабину. За постом мальчишки снова сели в машину. Доехали до первого перевала. Здесь все вылезли из машины, сфотографировались на фоне гор, привязали к дереву веревочки и поехали дольше. Вскоре проехали еще один перевал. Дорога идет по серпантину. Подъехали к роднику, попили водички. Едем по мосту через Ону – воды в реке мало. В реке Большой Он ее почти совсем нет.
В 12:10 приехали к километражному столбу 105/311 километр. Разгрузили машину, расплатились с водителем (кстати, классным парнем Сергеем – он всю дорогу рассказывал про эти места). На месте перепаковались. Женьке в рюкзак закинули "кости", а его вещи раскидали по остальным рюкзакам. Перекусили двумя банками консервов.
В 13:10 отправились в путь. До подножия горы шло болото. Затем начался подъем на перевал, который показался не из легких. Сделали два привала по 10 минут и за 52 минуты взобрались на перевал. Здесь мы сфотографировались, залезли на соседний голец и сняли оттуда панораму на видео. В 15:00 стартанули в путь вниз с перевала. Спускаться тяжело. В 15:50 дошли до ручья Куру-Куль. Рюкзаки тяжелые, так что даже по прямой идти тяжело. Делаем переходы максимум по 20 минут, привалы по 10 минут. Наконец, в 18:55 встали на стоянку – идти дальше не было сил. Через несколько минут к нам подошли парень лет 25 и девушка лет 17, как впоследствии выяснилось – москвичи. С ними мы вчера ехали в поезде до Аскиза. Они идут с 9:30 утра. Разбили лагерь вместе. Вместе же сварили ужин и поужинали. За сегодня прошли около 10 километров – мало. Завтра надо пройти всю дорогу до конца, а это еще около 16 километров.
После ужина поиграли на триоле. Потом москвичи достали зеленую гитару и исполнили нам несколько песен. Так как все устали и не выспались, в 22:30 легли спать.

4 августа.
Ночь была теплая. Хотели встать в 8:00, но большинство проснулось лишь в 9:00. Приготовили завтрак, поели, собрались и в 11:05 вышли в путь. Сегодня шли веселее. Переходы не меньше 20-25 минут, привалы по 5-7 минут, лишь два по 20 минут – в один раз напали на заросли красной смородины – кормились, во второй раз был перекус – уже на поляне у впадения ручья Куру-Куль в Ону. К этой поляне подошли в 14:15. Немного здесь отдохнули и вышли дальше в 14:55. Так как воды в Оне мало, пришлось пройти вниз по ее течению до впадения реки Каратош. В 15:20 дошли до лагеря москвичей, стоявших на стрелке Оны и Каратоша. Они спросили, видели ли мы двоих товарищей из их группы, я ответил, что они идут следом. После этого мы перебрались по перекинутому бревну через Ону, а затем и через Каратош (левый приток Оны) и остановились на стапель на левом берегу Оны ниже впадения Каратоша. Стоянка отличная. Сначала приготовили борщ, поели. Мы с Серегой Маурером пошли рубить лес на раму, а Женька с Саней стали собирать серый катамаран. В 21:00 поужинали гороховой кашей. Весь день Серега Санков топил баню и в 23:00, когда стемнело, оба Сереги и Слава помылись в "баньке по-черному", после чего искупались в реке. Потом сели пить чай и есть торт из печенья и сгущенного какао. Спать легли поздно, в 00:30.

5 августа.
И эта ночь была тёплая. Даже Наташка не замёрзла. Встали поздно, в 11:20, из-за того, что солнце, скрытое горами, вышло поздно. Искупались. Полежали, позагорали на солнце. Позавтракали макаронами с тушенкой. Мы с Серегой Маурером стали доделывать синий катамаран, Женька с Саней собирали серый, а Славка ушел на рыбалку вверх по Каратошу, так как на Оне у него вчера ничего не клевало. В 16:00 оба катамарана были готовы. Серега Санков нашел в лесу грибы, и девчонки готовили обед с грибами. В 16:30 сели обедать. Как раз к обеду подошел Слава. Он принес еще грибов, а рыбы не поймал (у него сорвался один хариус).
            После обеда все разбрелись кто куда, ведь сегодня никуда не идем – дневка. Вечером, когда готовили ужин, принесло тучи. Сегодня грибной день. Опять на ужин много грибов. В 20:40 пошел дождь. Вечером сделали баню. Сегодня в бане мылись все, в несколько заходов, с купанием в реке.  А после бани опять был чай с тортом. Легли спать в первом часу ночи.

6 августа.
Встали поздно, в 11:20. Позавтракали, искупались, собрали лагерь, упаковали каты и вышли в путь по реке. Река очень мелкая, постоянно скребем дном по камням. Вскоре, минут через 25 сплава на правом берегу встретился кордон – Каратошская застава: баня и домик. К 15 часам дошли до порога "Максим". Разведка показала, что в эту воду он не сложнее третьей категории сложности. Зато нижеследующий порог "Змейка" был практически непроходим – ширина проходов меньше ширины катамарана. Решили чалиться перед "Змейкой", сразу после "Максима". Первыми пошли мы – серый катамаран. Слив в "Максиме" почти не почувствовался, зато правый прижим к скале у выхода из порога долбанул катамаран сильно. Камера, с которой уселся снимать наше прохождение Серега Маурер, как назло не работала. Зато фотоаппаратом нас сняли. Потом мы сменили у камеры аккумулятор, который очень быстро сел. Я взял камеру и пошел снимать проход "Кулика". Его еще сильнее долбануло об скалу у правого прижима на выходе. Славу даже кинуло на раму от такого удара. Теперь камера работала, и я все это заснял.
            Когда я выбирался с точки съема, то, подтягиваясь на скале, из-под левой руки вылетел камень и я, держась правой рукой, соскользнул со скалы и разорвал правый мизинец по боковой поверхности. Сразу хлынула кровь, так как был порван сосудисто-нервный пучок. Я зажал палец, чтобы остановилась кровь, и крикнул Женьку, который снимал фотоаппаратом рядом. Вскоре он подошел. Я объяснил ему ситуацию, что я не могу выбраться отсюда, так как у меня разорван мизинец. Через несколько минут он привёл ребят. Я замотал палец платком и меня затащили на скалу. Спустились к катамаранам. Там выяснилось, что палец надо зашивать: скальпированная рана по всей длине пальца, в глубине которой видны сухожилие и сустав. Достали аптечку, развели КMnO4, виркон, достали стерильный бинт, лидокаин, шприц, перчатки и упаковку черного шелка с атравматической иглой. Женька должен был шить, а Танька с Серегой Маурером ему ассистировать. Пока шла операция, Слава и Наташа готовили обед. Через полчаса мизинец был зашит и выглядел как новенький, только с нитками по боковой поверхности. Кто бы знал, чего стоило Женьке это зашивание: иглодержателя не было, иглу держали зажимом, кожа на пальце очень прочная, игла в зажиме постоянно проворачивалась. Саша с Наташей меня баловали – кормили черной смородиной, собранной здесь же.
            Потом был обед, а после пошли собирать камни, по "Змейке". К вечеру хотели дойти до «бобслея», но не получилось, встали где-то раньше. Нашли старую многолетнюю стоянку со столом, но без кострища, расположенную в лесу на моховой подстилке. После ужина выяснилось, что у меня промокла часть печенья – пришлось сделать торт. Таня сделала мне перевязку, и легли спать около 23:30. Как мы укладываемся спать – это просто цирк. Всем весело в восьмиместном домике и ржач стоит еще около часа, перед тем как все уснут.

7 августа.
Встали поздно, в 12 часов, так как солнце, скрытое горами встает здесь тоже поздно. Собрались как можно быстрее, но выйти смогли лишь в 14:40. Буквально минут через 25 ходу показались ориентиры порога "Бобслей": пресловутая трехглавая вершина, которую мы так долго искали и левый поворот реки. Пошли на разведку. В нашу низкую воду первая ступень порога представляла собой слив с подводной плиты высотой около метра, и струю после слива, бьющую в камень правого берега. Затем следовал слив по двум прибрежным плитам, шириной больше ширины катамарана и суводь на левом берегу, в которой можно было зачалиться. Сначала пошел синий катамаран. В это время Женька с Саней их страховали "морковками", а мы с Таней снимали. Синий катамаран после первого слива чуть не занесло носом на камень правого берега, но они удачно вырулились и зачалились в суводи левого берега. Затем они сменили нас на съемке и спасработах. Наш катамаран прошел хуже: сильнее занесло на тот же камень, после чего корму развернуло струей, и часть порога мы прошли кормой вперед, пока не налетели на еще один камень у правого берега, который и развернул наш катамаран носом по течению. Причалившись, пошли на разведку второго и третьего каскадов. Во втором оказался камень, торчавший из воды посреди русла. Проход справа был точь-в-точь в ширину серого катамарана, ни миллиметром больше, а чтобы пройти слева, нужно было сделать крутой маневр к левому берегу, что с трудом было выполнимо на четверке. Первыми опять пошли «синие». Они попытались вырулиться влево, но не смогли. Серединой правой гондолы их прижало к камню в центре струи. Раздался надсадный скрип днища баллона о камень. Ребята пытались снять катамаран с камня, но все их попытки были безуспешны. Наконец, им удалось продвинуть катамаран чуть влево и его, подхватив струей, сняло с камня. В этот момент боковым ускорением Славку выбило с места. Он упал в воду в самой пене ниже слива и его понесло течением. Но в следующую секунду остальные трое запрыгнули на катамаран и, подплыв к нему, затащили его на судно. Пройти третью ступень не представляло сложностей: вся струя устремлялась в каменные ворота шириной чуть больше ширины катамарана. Зачалились в суводи левого берега. Следующими шли мы. Ребята посоветовали нам идти справа. Таким образом, мы должны были втиснуться в узкий проход между камнями. Так мы и прошли, сняв болтами катамарана стружку с обоих камней. Причалившись после третьей ступени, мы заметили, что правая гондола под Сашей спускает. Переправившись на правый берег, мы устроили обед и починку катамарана: заклеили скотчем 5 дырок на дутике, образовавшихся, видимо, от удара рамой о баллон.
Вышли снова в путь уже в 19:30. Шли до 20:55, когда мы с Женькой заметили на правом берегу стоянку с идолом и кострищем. Рядом слева впадал ручей. Правда, выход на берег неудобный – крутой. Когда высадились, оказалось, что на этой стоянке много красной и черной смородины. Еще минут 20 все восемь человек кормились у кустов, прежде чем разбить лагерь. Ужинали уже в темноте. Вечером вышла яркая луна и осветила весь лес, отчего он стал зловещим. Легли спать в 00:00.

8 августа.
Сегодня Серега встал рано, в 8:00. Приготовил завтрак. Собрались и вышли в 11:15. Теперь препятствия однообразные, все только шиверы да мели, по которым приходится катамаран тащить, чтобы не проскрести днище. Многочисленными островами река стала разбиваться на рукава.
Минут через 25 сплава натолкнулись на завал из деревьев. Рядом с завалом было много медвежьих следов на песке, а недалеко валялись чьи-то обглоданные кости. Пронесли оба катамарана на руках в другую протоку. При разделении очередной протоки на две еще более мелкие, в каждой из них мы встретили огромные завалы из бревен. Разведка показала, что завалы простираются покуда хватает глаз, обнести их нельзя. Тогда решили вырубить один из завалов, что поменьше. Два Сереги пошли вырубать завал. Остальные остались готовить обед. В это время Таня сходила на разведку вокруг острова и сказала, что эти завалы можно обнести другой протокой, правда очень мелкой. В 17 часов, после обеда ухой и красной смородиной, мы провели катамараны вверх пор течению и затем по мелководной соседней протоке.
Стало встречаться все меньше шивер, все больше плесов. Чаще стали попадаться рыбаки по берегам. В 18:15 проплыли возле сгоревшего моста через Ону. Через 5 минут сплава показались первые домики Большого Она. Сколько мы не плыли, по правому берегу постоянно попадались рыбаки и машины на хороших стоянках, а нам встать все было негде. То по правому, то по левому берегу шла трасса Абаза – Ак-Довурак. Наконец, в 21:05 наше терпение не выдержало, и мы встали на ночь на правом берегу, в нескольких сотнях метров от трассы, на плохом каменистом берегу. Приготовили гречневую кашу с грибами, поставили палатку и заночевали. Спать всем было жарко, да к тому же еще кусалась мошка. Слава и Серега Санков через час вылезли на улицу и проспали в спальных мешках до утра.

9 августа.
Утром встал Серега Маурер в 8:00. Я встал через 15 минут. Следом проснулись два товарища, спавшие на улице. Приготовили плов с тушенкой, поели и в 11:21 вышли. Через 40 минут появился второй мост через Ону, еще минут через 40 по левому берегу показалась хорошая стоянка с песчаным пляжем.
            Целый день купались с катамаранов. В 15:00 причалились на обед на хорошем песчаном пляже с кострищем, ниже впадения справа речки или протоки Оны. Пообедали, искупались и вышли в 16:30. К 18:30 дошли до Кубайки. А до деревни Малый Анзас у нас вышло еще 1,5 часа хода. На ночлег пристали сразу за поворотом реки после деревни. Стоянка на правом берегу на лугу, рядом загон для выпаса скота. На ужин приготовили гороховую кашу. А потом тортик из остатков печенья с сухарными крошками. Из распадка между горами выплыла яркая луна и осветила весь луг. Запечатлев эту красоту на видео и фото, в 00:20 легли спать.

10 августа.
Утром всех разбудил Сергей Маурер. Он встал в 8:15 и к 9:30 уже приготовил завтрак. Даже с утра солнце жарит ужасно. Вчера все сгорели, поэтому сегодня поедем одетыми. Собрали лагерь, устроили подсчет продуктов, выяснилось, что у нас их пресс. Привязали вещи к катамаранам и в 11:50 вышли в путь.
Стали чаще встречаться шиверы, падение реки увеличилось. Через 1 час 40 минут дошли до Больших Онских порогов. Встали на левом берегу на хорошей стоянке. Решили здесь остаться пообедать, а до обеда все будут отдыхать и купаться. А мы с Серегой Маурером пошли на разведку порогов. По дороге встретили Саню, который тоже шел смотреть пороги. Первый каскад порогов начинался сразу за поворотом реки направо и представлял из себя русло реки, зажатое камнями, шириной 7-10 метров, с большими бочками, сливами и мощной струей. Далее следовал поворот реки налево и за ним открывался второй каскад порогов: бочка посреди реки, затем еще две бочки, потом метров 20 спокойной воды, а после – разделенные камнями в центре реки два препятствия: слева полукруглый пенный колодец, а справа слив по языку и за ним бочка. Затем следовал слалом между камней, и после относительно спокойного участка воды начиналась третья ступень порогов, которая представляла из себя чистейшей воды слалом. На противоположном берегу реки мы увидели рыбака и спросили у него, сколько осталось до Абакана. Он ответил, что около 3 километров. Вернулись назад, добравшись до лагеря за 35 минут. Ребята уже приготовили обед. Перед обедом мы с Наташей искупались ванной – большой камень на берегу имел естественную выемку, в которую набиралась вода. После обеда собрались и в 17:50 вышли на прохождение порогов.
Первый каскад пронес нас с огромной силой мимо бочек. Во втором каскаде серый катамаран прошел слева в пенном колодце, а синий справа по языку в сливе. Третий каскад шли без разведки. После окончания всех препятствий осталось километра два тишки до слияния с Абаканом. На слиянии Оны с Абаканом мы по традиции искупались; вода в Абакане теплее, чем в Оне.
В 20:45 пристали на ночлег к правому берегу Абакана в километре ниже впадения Оны. Стоянка хорошая, песчаный пляж. Серега Маурер на песке нашел оставленную кем-то керосиновую лампу, которую народ тут же назвал «лампой Алладина». Приготовили ужин. Попили чая. Сидели у костра и болтали. Примерно во втором часу ночи услышали приближающийся звук моторной лодки. Лодка, двигаясь при свете луны, пристала к нашему берегу. Из темноты на свет костра появились два мужика. «Чайком не угостите?» – спросил густым басом один из них, здоровяк, полностью облаченный в засаленный камуфляж. Мы поставили на костер кипятиться их чайник. Пока готовился чай, разговорились. Мужики были из Абазы и рыбачили сетями на моторной лодке. Они рассказали нам про Агафью Лыкову, про Тулеева, который часто заезжает к ней в гости, про Лужкова, у которого дача на Кантегире. Попив чая, они уехали, а мы в 3:30 легли спать.

11 августа.
Сегодня днёвка. Встали поздно, в 11 часов. Позавтракали. Все занялись ничегонеделаньем. Стоит страшная жара. Песок накалился до страшной температуры. Не спасает даже купание в казалось бы холодной реке. В шестом часу решили залезть на горку, что стоит на противоположном берегу. Пятеро ребят (все, кроме Женьки) переплыли на сером катамаране Абакан и полезли на гору в лоб. Лезть было трудно. В курумнике почти все камни «живые», кусты кругом непролазные и весьма колючие. Иногда путь преграждали высокие скальные выходы, по которым лезть без снаряжения было невозможно. На середине пути я увидел Женьку, который тоже карабкался в гору. Это он сбежал от девчонок, оставив их в лагере. Через Абакан он переправился вплавь. Все лезли наверх разными путями, так как по одному и тому же пути лезть было нельзя: постоянные осыпи и летящие камни могли просто убить лезшего ниже. Наконец, через час мы достигли пика вершины. Она не самая высокая из окрестных, но все же видно далеко. Виден дым, поднимающийся слева из-за горы – там горит тайга, так как дождей нет уже целый месяц. Справа видна петля Абакана с впадающей в него Оной. Пощелкав фотоаппаратом на вершине, и сняв все на видео, мы пошли спускаться. Спускались траверсом, поэтому спуск был легче. Когда мы вернулись в лагерь, было уже 20 часов, и нас ждал полдник из тортика. Буквально через час после тортика был ужин. В 24:00 все легли спать.

12 августа.
Раньше всех встал Серёга Маурер. Он приготовил завтрак и в 9:00 разбудил всех. В 11:30 лагерь был собран, и мы отправились в путь. Идут сплошные плесы. Мы купаемся, загораем и даже спим на катамаране. За весла почти не беремся. К 16 часам дошли до Абазы. На берегу тьма народу – все купаются. С нашего катамарана попросились прыгать в воду мальчишки. Они устроили такую круговерть: один залезает на катамаран, другой в это время уже прыгает, и так до бесконечности. Пристали к правому берегу около моста. Я , Слава и Наташа сразу переоделись и пошли в город, а остальные остались разбирать катамараны. В городе мы шарились до 20 часов: искали продукты на поход к Поднебесным Зубьям, и пиво для того, чтобы распить на берегу – сделать точку. Зашли в больницу, проконсультироваться насчет моего пальца, затем купили хлеба, круп, сахар, пиво и яблоки. Заметили, что в Абазе практически все легковые машины являются белыми «Нивами», и очень прикололись над этим.
Когда пришли к нашим, они уже приготовили ужин. Мы быстро порубали суп, а потом пили пиво с вяленой плотвой, закусывали яблоками. А в 22:30 вышли на автобусную остановку. Кондукторша в автобусе злорадно сообщила нам, что наш поезд уже ушел. Мы ей не поверили, но когда приехали на вокзал, он оказался закрыт на замок, а наш поезд ушел полчаса назад, в 22:45. На втором пути стоял состав с щебенкой, к которой был прицеплен вагон сопровождения – теплушка. Мы долго уламывали мужика, сопровождающего состав, взять нас до Аскиза. Он все никак не соглашался, и мы уже собирались уходить, как за пять минут до отправления состава он решил все-таки взять нас. Мы разместились на полу и стульях в теплушке и в 23:55 отъехали из Абазы. В 02:00 были уже в Аскизе. Оперативно выгрузились из вагона, заплатив мужику 100 рублей. В этот же момент Наташка побежала на вокзал за билетами, так как на первом пути еще стоял поезд Абакан – Новокузнецк. Билетов не продавали, так как до отправления поезда оставалось 8 минут. Наташка подбежала к нам и сказала, чтобы мы быстро загружались в общий вагон. Мы загрузились в последние три свободные ячейки. Расплатились за проезд с проводником. Перекусили шпротами с чаем и завалились поспать, так как вставать в 6 часов. Наш поезд пришел в Лужбу в 6:42.