Мундыбаш 1997

29 апреля.
В 21:30 пришли на вокзал, сразу на перрон. Там, около общего вагона, уже стояли универовцы, тоже собравшиеся на Мундыбаш. С нами пришёл провожать нас Гена. Он познакомил нас с сыном Шорца ( Степановым ) и с Сергеем, который летом хотел пойти с нами в поход. Тут подошли Серёга с Ларкой с Натахой, ждавшие нас на вокзале. Проводники стали запускать в вагон. Мы отправили Таньку в вагон занимать места. Она конечно-же заняла последние шесть мест перед туалетом - ну как всегда!
Распихали рюкзаки по верхним полкам и вышли сфотаться около вагона. Проводник стал загонять пассажиров в вагон. В 21:57 поехали. Генка помахал нам рукой и снял кепку.
Сели за столик, немного посидев, решили поужинать. Разложили еду. У Сереги оказались булочки с маком ( он бы ещё батон с героином захватил ). Ели долго и закончили уже в Топках. Мы с Женькой и Серёгой вышли на перрон проветриться. Уже ночь, небо ясное, в зените большая медведица. Когда мы снова поехали, Лариска сразу завалилась спать, а Наташка, Серёга и Женька стали играть в карты, причем Наташку несколько раз оставляли дурочкой. Потом мы все разлеглись по своим полкам и продолжали болтать. Наташка на всех обижалась, говорила, что её не уважают, не любят и вообще гнобят. Она взяла у меня ручку и стала писать жалобное письмо Генке.
Вскоре подъехали к Ленинску. Там на перроне стояли милиционеры, мы с Наташкой открыли окно, сначала наблюдали за ними, а потом стали разговаривать. Один мужик жаловался, что у него болит рука, а он вынужден перетаскивать тяжёлый аккумулятор из одной машины в другую. Мы сказали ему, что у нас есть доктор, но он в данный момент спит и ничем не может ему помочь. Когда отъехали от Ленинска, все улеглись спать.

30 апреля.
В 9:30 приехали в Мундыбаш. На улице холодно. Проезжаем мимо реки: совсем мелкая. По расписанию в 11:34 должны приехать. В 11:20 начали перетаскивать в тамбур рюкзаки. Спрашиваем у проводницы, где ост. пункт 527 км, а она ничего не знает, тычет пальцем в расписание и открывает двери на каждой мелкой стоянке.
Наконец, в 11:45 по признакам местности узнаю 527 км. Тут хотят выходить дачники и требуют, чтобы мы убрали свои рюкзаки с прохода. Поезд  останавливается, выкидываем рюкзаки за 45 секунд. Поезд тут-же отправляется дальше.
Всё! Приехали. До реки рукой подать - метров 50. На том берегу есть берёзы, на этом - только кусты. Мы распаковываем рюкзаки и начинаем собирать серый катамаран, а Наташка с Лариской организуют костёр и начинают готовить перекус. Вместе с Серёгой придумываем как лучше собрать раму. И точно - собрали за 30 минут. Быстро надули гондолы. Решили переправляться на тот берег и вязать раму для второго катамарана там. В первую ходку поехали Женька, Танька, Сергей и я. Здесь река имеет ширину метров 25. Течение реки быстрое, нас снесло метров на 15 вниз. Отвязали вещи, перетащили катамаран по берегу вверх. Вместе с Серёгой переправились назад. Привязали последние вещи, взяли Ларку с Наташей и переправились на тот берег. Вся переправа заняла 35 минут.
Мы с Женькой и Серёгой отправились в реденький лес на болотце рубить деревья на раму. Мы даже не ожидали встретить здесь такой хороший лес. Срубились быстро, стали вязаться. Девчонки поймали жабу и стали фотаться с ней на фоне кандыков.
Тут мы заметили байдарку и катамаран, плывшие по реке. Они нас тоже заметили и причалились. Один мужик и два молодых пацана. Подошли к нам, познакомились. Они оказались тоже из Кемерова, межик был препод из училища №3, а пацаны - его ученики. Мы немного поговорили и договорились встать на стоянку вместе. Они ушли вперёд.
Наконец, в 16:45 катамараны были готовы. Стояла жара и Серёга даже быстро искупнулся. Привязали вещи и в 16:55 вышли на воду. Не спеша прошли мост, вода спокойная. Прошли мимо таштагольцев, звавших нас с берега. Всё время по правому берегу идёт железная дорога, никак не можем от неё уйти.
В 18:40 увидели на правом берегу те самые катамаран и байдарку. Причалились, разбили лагерь вместе. Теперь нас 9 человек. За сегодня прошли по реке около 10 км.
Рядом железная дорога. Видимо, здесь недавно вырубили все деревья - они в огромном количестве валялись, причём ещё сырые. Стали готовить ужин. Вдруг с реки слышится гитара и песни. Это идёт универ на трёх катах - их 13 человек. Они причалились, стали рядом с нами. Теперь на поляне нас 22 человека.
Уже готов ужин: первое, второе и чай. Плотно поели. Сели разговаривать около костра. Мужик с байдарки ( как оказалось Валера ) рассказал, что у них есть свой турклуб “Абрис”, дал свои координаты и объяснил как его найти в городе.
Смеркается. Тут подошёл один парень из универа и положил два бревна в наш костёр. Мы удивились, почему это он кладёт брёвна в наш костёр, а не в свой и спросили: “А когда заберёшь?” А он отвечает: “А зачем?” Потом как рассмеётся - понял, что положил брёвна не в свой костёр, в темноте не видно. Через некоторое время к нашему костру начали подсаживаться универовцы с гитарой и петь песни. Вскоре у них по рукам пошла “кружка мира”.
Я заметил среди ребят из универа одного пацана-химика, которого мы видели в прошлом году на Большом Унзасе. Подошёл к нему, разговорились. Он рассказал про шорский Казыр и сказал, что мы много потеряли, что там не были. Рассказал кое-что про свой клуб, про походы, в которые он ходил.
Вылезли звёзды - всё небо усыпано. Стали рассматривать созвездия. Хорошо виден Юпитер. Стало очень холодно - на палатке сконцентрировавшаяся влага превратилась в иней. По железной дороге в ночи проносятся поезда, машинисты их, завидя костры, подают нам сигнальные гудки приветствия. 1:45 ночи. Пошли спать. Одели на себя всю одежду. Всё равно ночью было холодно.

1 мая.
“Ура!”- закричала вся наша палатка в 6 часов утра. Нам в ответ из соседней палатки тоже закричали “ура”.
Встали в 9:15, развели с Серёгой костёр и пошли умываться. Танька с Женькой ещё спят. Серёга разделся и быстренько искупнулся под удивлённые возгласы унивеситета. Собирались медленно, поели. Девчонки поймали ящерицу-самца в боевой раскраске. Её челюсти были такими сильными, что когда я ей дал укусить мой палец, на нём надолго остались следы от челюстей. Если бы у неё были зубы, она спокойно могла бы оторвать кусок мяса. Мы ей дали в рот палочку, которую она тут-же закусила, таким образом повиснув на ней, и сделали кадр крупным планом.
Клуб “Абрис” вышел раньше нас. Мы вышли в 12:10. Сразу-же расстались с железной дорогой. По моим подсчётам впереди через 10-12 км должны быть первые каскады порогов. Вода малая, да ещё за последние сутки упала на 20 см. По берегам знакомые места: вот проплываем мимо той самой стоянки, на которой мы с Женькой так невыносимо мёрзли два года назад; вот горка, с которой нарисована медалька за прошлый мундыбашский поход.
Сергей изнемогает без курева. Обгоняем мужиков на резиновой лодке, Серёга стрельнул у них две сигареты.
Около красивой скалки причалились на перекус. Взобрались с Серёгой вверх по скале, отсюда открывается красивый вид на реку и хорошо видно наши катамараны. Я спустился вниз, Серёга сделал кадр. Пока девчонки готовят перекус, мы с Сергеем пошли набрать прошлогодней калины, которая, кстати, хорошо сохранилась.
После перекуса поплыли дальше. Вдруг Таня с катамарана увидела на берегу колбу и решила причалиться. Только нос их катамарана уткнулся в берег, как рядом с ними вдруг рухнул огромный ствол старого дерева, чуть не прибив их. Колбы здесь не оказалось, Танька ошиблась. Пошли дальше.
Наша Наташка умерла прямо на катамаране. Мы везли труп, обсуждая причины и обстоятельства её смерти. Гребли вдвоём с Серёгой по-диагонали. Тут Наташка не выдержав того, как мы про неё говорим, стала смеяться и ожила, но весло не взяла, чтобы грести в пороге. Она сказала, что мы все конченные, гнобим её.
Всё никак не можем дойти до порогов, но наконец, в 16:30 показались первые пороги. Весло взяла Лариса и в порог пошли втроём. Порог - беспорядочно разбросанные в русле камни, подводные и надводные. Мы лавировали между камнями, отрабатывая слалом. Хотели встать в улово, но никак не получалось - камни слишком маленькие. Наконец, удалось встать в улове за большим камнем - показали Сергею как стоит катамаран. Протяжённость порога примерно 2 км. В конце порога на правом берегу стоял клуб Абрис. Мы подошли ближе, Валера собирался ночевать вместе с универом. Мы хотели спокойствия и поэтому решили ночевать отдельно. Прошли вниз дальше примерно на километр и остановились на стоянку на ночь.
Когда разбивали лагерь, на берегу нашли три корчажки; в одну из них положили хлеба и закинули в реку - авось что-нибудь поймается.
Ужин по поводу 1 мая был замечательный: девчонки сделали борщ и плов. Открыли шампанское и красное вино. Быстро стемнело, доедали уже в темноте. Рассказывали страшные истории, Лариска ужас как боялась медведей, её страх подхлёстывало то, что в темноте за нашими спинами кто-то хрустел ветками. Легли спать.

2 мая.
Сегодня у нас полуднёвка. Позавтракали остатками вчерашнего пиршества, а ещё сделали торт из варёной сгущёнки с печеньем, сварили компот из калины, собранной вчера.             Утром Сергей вытащил корчажку. Там оказалось 16 пескарей и 1 ельчик. Мы их всех отпустили назад в реку.
После завтрака все разбрелись собирать колбу. Мы с Серёгой сначала собирали мелочь внизу, а потом решили подняться на гору. Поднявшись метров на 150 мы увидели в лесу избушку-зимовье, от костра рядом с избушкой шёл дымок, на столе перед домиком стояла еда и лежали какие-то вещи. Мы подошли, постучались в дверь, никто не откликнулся, тогда заглянули внутрь - там никого не было. Наверное, недавно ушли. Мы пошли спускаться. Чуть ниже напали на заросли колбы. Здесь колба была крупная и все растения были крупнее, прямо как летом. Набрав по мешку колбы мы спустились вниз. Девчонки внизу уже набрали себе колбы и собирали для Генки.
Пока мы перекусывали, мимо нас как на параде проплыли катамараны двух групп новокузнечан, беловчан, таштагольцев и ещё одна команда из универа, вышедшая 30 апреля из Кемерова.
Рядом с нами на реке была небольшая шиверка и прижимчик к скале на левом берегу. Мы решили там покататься. Собрались, одели штаны от Л-1, я поставил Женьку на точку сьёмки и мы взяли катамаран и потащили его вверх по берегу. Здесь река делала вираж.
Зайдя за поворот, невдалеке мы увидели группу людей и 5 катамаранов. Каково-же было моё удивление, когда я, подойдя ближе, разглядел в этих людях наших старых знакомых: Гришановых, Тарасовых, Михайловых, Подковкиных, Шура, Масорского и др. Мы подошли ближе, поздоровались, поговорили. Спустили катамараны на воду и пошли в порог. Когда причалились, отнесли туда-же Женькин кат и сплавились они. После этого Сергей снова решил искупаться и вошёл в реку с того-же места, где мы сплавлялись, т.е. выше порога. Его быстро понесло по течению. Я был не готов фотографировать, но всё-же сделал кадр, не наводя параметров. Серёга проплыл порог.
Потом мы сфотографировались в лесу в зарослях калужницы, привязали вещи к катамаранам и в 16:05 отчалились. Плыли до семи вечера, когда стали искать стоянку. Берега были неподходящие - то скалистые, то болотистые. В начале восьмого проплыли нашу стоянку с большим деревом на поляне, на которой мы стояли два года назад. Там уже расположилась вся гришановская компания. К нам подбежали Коля и Дима и предложили остановиться с ними. У нас, конечно, никакого желания стоять с Гришановыми не было. Пройдя ниже метров на 800, мы заняли свободную поляну.
Расположившись поудобнее, мы сготовили очень обильный ужин. Ночь надвигалась холодная, и мы, одев на себя всю имевшуюся у нас одежду, в 1:30 ночи улеглись спать.

3 мая.
Какая ни холодная была ночь, а замёрз я меньше, чем при первой ночёвке. Утром встали чуть раньше, в 8:30, в десятом часу уже был готов завтрак. Небо в облаках, хоть сегодня не сгорим. Выйти намного раньше не получилось, отчалили в 12:05.
Через 10 минут хода по правому берегу заметили красивые скалы. Решили причалиться, взобраться наверх и сделать сверху снимок реки. Вместе с Серёгой залезли наверх, выбрали план, где между деревьев был виден вираж реки. Сергей пригнул торчавшие в кадре ветки и я сделал снимок. Спустились. Тут небо опять прояснилось, полностью ушёл облачный фронт и опять запалило солнце-бездельник.
Надели штаны Л-1, стали отчаливаться и тут Наташка, неудачно сев, свалилась с катамарана в воду. Набрала полные штаны воды. Пршлось снова причалиться. Натаха переоделась, выжала мокрые вещи, разложила их на катамаранах сушиться. И мы опять отчалились. Доплыв до середины реки, Серёга вдруг вспомнил, что на последней стоянке оставил часы сушиться на дереве. Причалившись на другом берегу, мы с Серёгой побежали на предыдущую стоянку - благо отошли недалеко. Уже в конце пути разошлись: в этои месте скалы спускались прямо к воде, преграждая путь. Серёга пошёл по низу, а я решил пробраться по верху. Когда я пришёл на стоянку, Сергея там уже не было, видимо он пришёл раньше меня и уже ушёл назад. Обратно я пошёл по низу. Вскоре встретил Серёгу. Пока мы бегали, остальные собирали колбу. Снова одели штаны Л-1 и отчалились. На всей этой беготне и прочем мы потеряли почти час.
Дальше плыли спокойно. Вот вторая ЛЭП, мост; пошли места, близкие к Мундыбашу. Прошли под последним мостом. Вот он, Мундыбаш. Я сфотал паровоз на горе. Мальчишки, рыбачившие в реке, попросили нас довезти их до берега. Мы их подобрали, довезли и высадили. Они тут-же поймали ящерицу и бросили её в воду. Наташка закричала на них, что они дураки, ящерица не умеет плавать. Серёга её выловил и стал делать массаж грудной клетки. Наташка сказала, что он её просто раздавит.
Доплыли до моста, высадились в том-же месте, что и два года назад. Мы стали разбирать катамараны, а Серёга с Танькой пошли на вокзал за билетами. Когда они пришли, то выяснилось, что наш поезд в 18:50, а Танька купила билет на электричку до Новокузнецка, отправляющуюся на два часа раньше нашего поезда.
Мы открыли консервы, Сделали печенье со сгущёнкой и уселись есть. Потом мы с Женькой проводили Таньку на электричку, а сами собрали рюкзаки и в 18:20 пошли на перрон.
Когда поезд пришёл, с нами в вагон загрузился универ. Заняв места, доехали до Новокузнецка в 21:35. Мы с Серёгой вышли в город, т.к. поезд стоит 83 минуты. Пошли искать турклуб. Пройдя по улице Курако, в доме №16 увидели туристический магазин “Макалу”. Спросили у людей, где турклуб, побродили некоторое время и нашли турклуб около дома №5 по улице Мичурина.
Вернулись в поезд. Там набрали в бойлере кипятка и сделали чай. К нам подсели универовские парни. Стали играть на гитаре и петь песни. Так продолжалось до трёх ночи. Потом они пошли к себе спать, что-то там не поделили и начали прямо на верхних полках драться. В результате с верхней полки упала байдарка на ни в чём не повинную бабушку. Когда всё успокоилось мы начали играть в слова, а потом в игру “устами младенца”. Легли спать уже в пятом часу. В вагоне холодно. Когда утром в 7:30 приехали в Кемерово, там нас на вокзале встречал Генка. Мне никто не верил, что он нас придёт встречать. Мы все вместе сфотались у вокзала и пошли по домам.