Казыр 1997

1 июля.
Поход для меня начался в Новокузнецке – весьма необычно. Мы подъехали к вокзалу с Татьяной в начале восьмого утра. Нас вдруг все начали дружно гнобить. Нас били ногами и руками, мочили в луже и посыпали какушкой. Мы пытались убежать, но нас держали за шкирку, и весь этот кошмар к тому же ещё снимали на видеокамеру. Главный косяк на нас повесили за то, что мы с Татьяной не наняли таксомотор и не приехали с оркестром встречать поезд «Кемерово – Таштагол», вагон №36. Мы же за собой вины не чувствовали, и отбрыкивались, как умели. В конце концов, весь наш славный экипаж, состоящий из Сергея, Наташи, Тани, Гены и вашего покорного слуги, погрузился в электричку «Новокузнецк – Междуреченск» (отходящий в 1:55, 4:05 М.В.).
Поход наконец-то начался!!! Как обычно в таком случае мы обнаружили, что у нас не хватает одного топора. И котелок мы взяли только один, и у нас была одна палатка. Тут же мы распланировали походный маршрут по-новому.
Приехали в город Междуреченск в 9:30 К.В. Оказалось, что электричка на Лужбу ушла в 7:30, следующая будет через сутки. Так как весь день был свободен, то мы пошли к моему дяде, Денисову Владимиру.
Дяди дома не оказалось. Мы весь день просидели около подъезда, по очереди гуляя по городу, спали, ели. Около 17 часов к нам подошёл мужик, и, увидев наши рюкзаки, спросил, какие мы туристы и куда идём. Услышав, что мы из Кемерова, а идём на Казыр, он очень обрадовался и заявил, что хотел бы пойти с нами, что он большой турист. Начал рассказывать и показывать на карте, как нужно лезть в гору и плыть по реке. Потом вызвался съездить и показать нам междуреченский тур-клуб «Одиссей». Гена, Сергей и я поехали к его руководителю Орфееву. Орфеев оказался невысоким, плотным гиперстеником с шепелявым разговором. В тур-клубе на стене висели шкура медведя и куча фотографий: огромная фотография катунских щёк, очень высокого слива да 3 метров по всей ширине Чуи выше Чибита. На абсолютно безмасштабной карте Горной Шории, где обозначены все реки и ручьи, Орфеев пытался рассказать нам наш маршрут. При этом они громко и отчаянно спорили с тем мужиком, оба матерились, уговаривали нас поехать на вечерней электричке в Лужбу, которая, как мы знали, сегодня не идёт. Потом они купили коробку тетрапакового вина и сели его пить. Мы оставили свой адрес в клубе, и, улучив момент, вовремя попрощались и смылись домой, потому что ничего конкретного они нам не сказали. Приехав домой, я обнаружил, что уже приехала тётя Тамара детьми с дачи. Она нас пригласила пить чай. Мы пили чай в кружке мира с булочками и пожелали друг другу удачно закончить поход. Вместо котелка мы хотели попросить старую кастрюлю, но нам предложили только старую скороварку, которая функции котелка исполнять не могла. После этого мы попрощались, сказали «спасибо за чай» и пошли разбивать лагерь на ночевку на берегу реки Усы. Костёр не разводили.
Спать легли в 22:30.

2 июля.
Встали утром в 4:30. За 1,5 часа собрались, упаковались, навострили лыжи и поскакали на вокзал. Только сейчас до меня дошёл весь тайный смысл хитрого расписания поездов Кемеровской области. Таштагольский поезд приходит из Кемерова в Новокузнецк в 5:20 К.В., а междуреченская электричка отходит в 5:50 и в Междуреченск приходит в 7:20. В 7:25 отходит электричка «Междуреченск – Бискамжа», на которой едут до Лужбы.
Через 2 часа приехали в Лужбу, в то место за Лужбой, где налажена переправа через Томь. Народу из электрички вытряхнулось человек сто. Через реку перевозили только на одной лодке. На том берегу, в посёлке шорцев, проходил слёт туристов ПТУ области. Перевозка их производилась бесплатно, так как за них было заплачено организаторами слёта. Переправлялись долго. Мы увидели в стороне пьяного мужика с лодкой, который тоже перевозил людей через реку, но за 5 тысяч – «бизнес». Мы ему отдали пол-литра палёной водки, и он нас перевёз на своей лодке, которая грозилась перевернуться.
Пошли в КСС. Там зарегистрировались в их журнале и договорились оставить водное снаряжение у них на складе. Сделали перекус. В 12:00 вышли на маршрут.
На футбольном поле, откуда начиналась тропа, расположились десятки палаток слёта. Туристы в них лоботрясничали и пили водку.
Тропа, начинаясь на стадионе, представляла собой укатанную дорогу, по которой мы все шли в шеренгу 5 человек, исключительно со всеми удобствами. Дорога пересекала реку Амзас в четырёх местах, нам повстречались четыре моста по 1 – 1,5 километра между ними. Такая дорога была хорошей на протяжении 11 км, которые мы за 3 часа прошли с остановками на 10 мин. через 50 мин. Татьяна шла тяжело. У неё был, по-видимому, насморк. Поэтому мы её разгрузили, чем могли. Наташка всю дорогу пела песни и веселилась.
Слева показался меловой карьер, а впереди далеко торчали вершины Трёх Дураков. По-ученому это называется Пик Поднебесный, но неопытные туристы принимают их за Зубья, поэтому они получили такое название.
У подножия горы располагался приют «Алгуй» – три сруба с баней, заполненных разнополыми детьми от 7 до 12 лет. Те, что повзрослее показали и рассказали дорогу дальше.
А дальше дорога пошла по болоту – иногда по сухому, а иногда по мокрому, и превратилась в тропу. По болоту шли 6 км,  отдыхая через полчаса. Тропа хорошо утоптана. От неё влево уходили две тропы на "Дураки". После болота начался курумник. Мы шли по нему, теряя высоту и скача по камням, как сайгаки. Наташка прыгала и пела песни. Так мы спустились с горы, прошли по лесу и вышли на Куприяновскую поляну – место выхода к Малому Казыру.
На поляне была группа из училища №3 г. Кемерова. Мы с ними сфотографировались, и они ушли в Лужбу. На поляне дров не было. Приходилось ходить за ними на другой берег Казыра. После этого сварили ужин и валялись на траве. Наташка ходила вокруг нас и читала приказ президента «О программировании финансирования бюджета…» из растопной бумаги, а Генка отлынивал от этого, притворяясь дежурным. Наташка объясняла нам, как мы должны понимать каждый абзац, а Генке пообещала прочитать повторный курс лекций.
Вечером из леса на поляну вышла группа школьников числом  29 человек. Они шли 8 дней откуда-то из Красноярского края. Было удивительно, как они шли так долго, имея брезентовые палатки, надувные матрасы, не докупая продуктов.
За день мы все устали и после ужина искупались. А потом повалились спать.

3 июля.
Проснулись, позавтракали, и в 11:00 вышли. Шли, шли, шли вдоль Казыра. Идти было не тяжело, ведь утром мы перераспределили продукты, разгрузили девчонок. Пройти нужно было 12 км. На пути встречались горки, спуски, болотца, ручьи и просто хорошая прямая тропинка. Хорошо набитая и помеченная маршрутом номер 420: иногда на деревьях белым прямоугольником с черной полосой, либо голубой стрелкой. Голубые стрелки были и на камнях тропинки. Шли около 4-5 часов.
Около ручья Крутого тропа разветвлялась и пошла вниз к ручью, через который лежал мост из четырёх сосен. По этой тропе вышли к приюту «Поднебесный» около 16 часов. Приют располагался на поляне около ручья Высокогорного. На поляне стояли домики – 2 штуки и большое стационарное кострище с кучей пней для дров. В стороне под деревьями располагались палатки «дикарей». Мы присоединились к ним. С поляны открывался великолепный вид гор. Было жарко и много комаров, мух и мушек и другого гнуса.
Мы отдохнули, поели и узнали, что в полутора часах отсюда есть красивые водопады. Сразу  решили сходить их посмотреть.
Тропа нас вела вдоль ручья. По дороге фотографировали красивые места. Через 1 час мы действительно увидели, как ручей быстро бежит вниз по крутой горе, образуя полутораметровый водопад. Мы обрадовались и начали фотографироваться и сниматься в разных позах. Но вдруг, поднявшись выше, увидели более высокий водопад, а ещё выше ­­­­– мощный поток воды сливался с высоты 10-15 м, гремя и осыпая брызгами всё вокруг. Шум был такой, что разговаривать друг с другом было трудно, и в воздухе висели капельки воды. Мы облазили его весь со всех сторон, довольные и счастливые.
Возвращались в лагерь очень восторженные. Жалели, что с нами нет Андрея. Девчонки предлагали смоделировать ему ситуацию, чтобы он почувствовал себя с нами: видеомагнитофон принести в туалет и включить воду, чтобы создать шум водопада, обрызгать себя пихтовым освежителем и обставить всё цветами и растениями как в лесу. А чтобы он почувствовал себя под тяжестью рюкзака, Наташка предложила сесть ему на плечи.
Вечером в лагерь в домики пришли отдыхающие ребята из министерства чрезвычайных ситуаций, которые ходили сегодня на Большой Зуб. Их руководитель нарисовал путь восхождения на Гору. А Сергей подарил ребятам последнюю пачку «Примы», пообещал бросить курить – вклад в дело борьбы с курением.

4 июля.
Решили покорить Большой Зуб. Встали пораньше, позавтракали и налегке вышли на тропу. С собой взяли только перекус, верёвку и куртки, уложив это в один рюкзак. Идти предстояло 5 часов.
Как обычно, первым шёл Генка. Он шёл очень быстро, Тане приходилось почти бежать за ним. Уже через 1 час мы были на водопаде. Для съёмок не останавливались, потому что сделали это вчера и сегодня время не тратили.
Дальше, как нам сказали, ручей нужно перейти у водопада и идти по тропе дальше. Перейти у водопада мы не смогли, и тропу, поэтому не нашли (потому что искали не в том месте). Поэтому пошли напролом через кусты и ручьи, ориентируясь на предположительное нахождение Большого Зуба. Вокруг было очень красиво. Повсюду с гор бежали ручьи и ручейки с кристально чистой водой, образуя водопады и водопадики. Сливались в крохотные озёрца площадью в несколько квадратных метров с прозрачной и ледяной водой, очень глубокие. Мы лезли по горам и кустам, наблюдая за этим.
Наташка постоянно отставала. Она шла очень медленно и часто останавливалась отдохнуть. Скоро она совсем не могла идти. У неё, как она выразилась, сели батарейки. Тогда мы решили: оставили её с рюкзаком у большого камня, а сами вчетвером полезли в гору. Прошли по небольшой полосе снега и полезли вверх. Склон был очень крутой. Цеплялись за кусты, камни и щелочки в скале. Слева от неё располагался небольшой узкий снежник. На нем мы увидели отпечатки ладошек – кто-то здесь лазил до нас. Шли всё выше и выше. Подъём становился всё круче и круче. Однажды в трудном месте Сергей полез в обход. Залез на большой камень и сверху скинул верёвку. Мы по ней пролезли вверх. Было видно, что Таня очень боится высоты – у неё дрожал голос и тряслись руки. Ей становилось страшно при мысли, что здесь придётся ещё и спускаться.
Взобравшись на вершину, мы с огорчением увидели, что она – даже не Большой Зуб, и даже не самая высокая гора в этих местах. Рядом были вершины более высокие, а Зуб находился совсем с другой стороны – за той горой, под которой сидела Наташка. Её красные штаны виднелись маленькой точкой на серо-коричневом фоне камней. Но, несмотря ни на что, вид с этой вершины был прекрасен. Вокруг до горизонта виднелись голубые горы с маленькими белыми островками снега на вершинах. Внизу под нами большой снежник почему-то с розовым оттенком и темными лужами талой воды. А дальше по долине – лента ручьёв, сходящиеся в маленькие озера темного цвета на зеленом фоне травы. В зеленые поля растений вторгались полосы курумника серого цвета. И тишина была гробовая, нарушаемая только шумом ветра.
Без особых проблем мы спустились с горы в другом, менее трудном месте. Кричали и махали руками Наташке, а она нам. Внизу на снежнике мы начали фотографироваться и кидаться снежками.
Лазая весь день по камням, я порвал свои штаны на коленках и в том месте, где штанины сшиваются между собой.
Спустились к Наташке, проехав по снегу на кедах. Оказывается, Наташа видела, как мы поднимаемся в гору, а потом заснула, убаюканная журчанием ручьёв, бегущих с гор. Проснулась когда мы уже спускались. Встречала, обнимая каждого с радостным визгом, и вручая цветок горечавки синей. Все вместе перекусили консервой и сделали мороженое из сгущённого молока и снега. Было очень вкусно!
Потом отправились в обратный путь. Шли напролом через курумник, кусты и ручьи, пытаясь найти тропу. Но тропы не было. На полпути к водопаду пошёл дождь, превратившийся в сильный ливень. Идти по сырым, скользким камням и траве было трудно. Мы промокли до нитки и продрогли. Выйдя на тропу у водопада, пошли быстрее. Тропа была тоже мокрой, грязной и скользкой. Вода после дождя в ручье сильно поднялась. Водопад усилился в несколько раз, вода бурлила, слетая с высоты мощным потоком и пузырясь, удивляя нас своими быстро произошедшими изменениями.
Спускаясь вниз по тропе, мы узнали тайну рождения облаков: цепляясь за верхушки деревьев и медленно отрываясь, ввысь поднимались обрывки белой ваты. Это был только что испарившийся дождь.
По дороге всяко раздумывали, что скажем в лагере, если нас спросят, взошли ли мы на Зуб. Ребята предложили сказать, что мы просто гуляли в окрестностях Зуба и отдыхали. Наташка, посмотрев на мои полностью разорванные штаны, с улыбкой сказала: «Да, мы просто гуляли!». Тут с Генкой произошло невероятное. Он сильно засмеялся, от смеха упал на землю, держась за животик, дергал ногами, повторяя: «Мы просто гуляли!». Ему было очень смешно – видно так он снимал стресс, накопленный за день.
 В лагере сказали, что мы залезли на вершину ЗапСиб. После этого мы все с гордостью повторяли, что «покорили пик ЗапСиб». Это лучше, чем ничего.
Поужинали и легли спать.

5 июля.
Спали долго, до 9:00 часов – отсыпались после трудного дня. Встали, поели, собрались и снова побежали на Поднебесный Зуб. На водопаде у Наташи снова сели батарейки. Мы долго обсуждали, кого отправить с Наташей в лагерь. Ведь одну её отпускать нельзя – мало ли что может случиться в дороге. Стали тянуть палочки. Короткая досталась Татьяне. Она должна была сопровождать Наташу до лагеря. Наташа была против этого. Она даже заплакала, говорила, что дойдет сама. Но все стояли на своём.
Девчонки остались, а мы пошли дальше. Переправы через водопад не было. Тропа закончилась. Пришлось идти без тропы на гору, за которой по нашим предположениям, должен быть Зуб.
Шли долго и достаточно тяжело. Рюкзак мешал идти – он был хоть и легкий, но по камням прыгать было неудобно. Когда залезли на верхушку этой горы, то обнаружили, что стоим на краю цирка. Вниз уходила пропасть. Зуб находился напротив нас, а внизу был ледник. Спускаться вниз не было смысла, было очень круто и высоко. Множество мух безжалостно сжирали нас заживо.
Решили идти по краю цирка в обход по вершинам. Влезли на первую вершину, там обнаружили каменный тур. Отдохнули, набрали в бутылку из-под воды снега и полезли вниз. Спустившись с нее, решили перекусить одной консервой. Снег в бутылке ещё не растаял, и нам пришлось запивать водой из лужицы в камне. В горах почему-то было море гнуса. Они лезли в рот, нос, глаза и уши. Если просто провести рукой по другой руке, то на землю осыпалось штук по десять-двадцать мух. Прокусив кожу, на каплю крови слеталась их куча. У нас опухли все руки, ноги и лицо.
Отдохнувши, продолжили свой путь к соседней вершине. Лезли по большому куруму. Генка лез впереди, а Сергей тащил рюкзак. Когда залезли на эту вершину, мы увидели впереди обрыв. Дальше идти было нельзя. В камне нашли вбитый крюк с веревкой – какие-то альпинисты спускались здесь. Все устали необычайно, у всех сели батарейки. Было жарко. На соседней вершине увидели красный флаг. В туре из камней Сергей обнаружил консервную банку и дощечку с надписью, которая гласила, что в 1979 году здесь побывали студенты-химики из НХВЗ. Поснимав окрестные виды и панорамы, мы полезли вниз. Найдя место более или менее подходящее для спуска, стали спускаться в цирк Большого Зуба. Стена была почти вертикальная. На нашем пути по склону рос в большом количестве золотой корень, и мы немного собрали его. Спустились до снежника. Сергей, не сказав ни кому ни чего, сел на снег и покатился вниз. Скорость была большая. Мы с Генкой сверху видели, что он летит на камни в снегу, но повернуть он уже не мог. От столкновения камень отлетел в сторону, а Сергей покатился дальше. Метрах в двухстах от нас он остановился. Вторым поехал Генка. Он пытался тормозить палкой. Потом поехал я. Скорость была огромной, и ветер свистел в ушах. Я как мячик прыгал на неровностях в снегу. Проехав дальше ребят, я встал на ноги. Руки и заднее место онемели от холода и ударов об снег, болела поясница. Сергей сильно ушиб руки и ноги, на запястье повредил мягкие ткани, и из раны шла кровь. Перекусив консервой, мы пошли дальше спускаться в долину. Прыгали по курумнику, искали тропу.
 Долина была очень красивая. С гор спускались ручьи, образуя водопады и сливаясь в маленькие чистые озерца. А вокруг возвышались горы со снегом, за которые медленно заходило солнце, цепляясь золотистыми лучами за их верхушки. Мы торопились, так как темнеет здесь быстро, а вернуться в лагерь нужно засветло.
 Мы искали тропу, по которой люди ходят на Зуб. Тропа была не набитая, постоянно пропадала в зарослях папоротника. По ней дошли до водопада. Оказалось, что тропа шла по низу от водопада в том месте, где была обозначена переправа. Мы же считали, что нужно идти выше от него.
В лагерь пришли в двенадцатом часу, а девчонки  только что начали варить ужин. Оказалось, что они сами вернулись лишь сорок минут назад. После того как мы их отправили домой в лагерь, они проспали у водопада на камне часа два, а потом пошли по тропе к дальнему водопаду, который мы сначала приняли за снежник, и вышли в цирк Большого Зуба за один час до нас. На тропе мы видели их следы, но не могли и предположить, что девчонки могли уйти так далеко. Мы их поругали за самовольное путешествие – ведь гулять в горах опасно!
После этого легли спать. Ночь была ужасная! Все перегрелись на солнце плюс страшная духота. Умирая от жары, не спали почти всю ночь.

6 июля.
Все проснулись не выспавшиеся. Встали поздно, позавтракали и неспеша собрались, уложили палатки. И тут начался дождь. Мы залезли под полиэтилен и долго там сидели. А дождь все не кончался. Генка лег на рюкзак и захрапел, я писал дневник, а Наташка, Танька и Серега под другим полиэтиленом приручали самку слепня. Часам к трём дня дождь закончился, и мы тронулись в путь. По мокрой тропе идти было тяжело, все замарались в грязи как свиньи; Татьяна несколько раз проваливалась в болото по пояс, её нужно было вытаскивать. Около 19 часов встали на стоянку на Куприяновской поляне на другом берегу Малого Казыра. Там было больше дров, меньше народа и гораздо красивее. Стоянка всем понравилась. Мы поели и легли спать.

7 июля.
Мужики встали в 6 утра. Собрались сходить в Лужбу за катамараном. Поели кашу, взяли пустые рюкзаки и пошли. Бежали как сумасшедшие. Через один час были у приюта Алгуй. У Талькового перевала увидели вдоль дороги врытые в землю пластиковые стаканчики. Оказалось, что это биологи КГУ здесь проходят практику. Их лагерь был у дороги, а в стаканы они ловят насекомых. Генке все обрадовались, расспрашивали обо всём. Я увидел там свою бывшую одношкольницу – С. Сорокину. Она теперь аспирант КГУ. Мы пообещали зайти на обратном пути, а сами побежали дальше. Вообще людей по дороге встречалось очень много.
К 10:00 пришли в Лужбу. Забрали снаряжение, поставили видеоаккумулятор на подзарядку, а сами пошли перекусывать. У местных жителей пытались поменять продукты на водку, но у них ничего подходящего не было.
В 11:30 побежали обратно. В посёлке туристов слёта стоял визг и писк. Все туристы там просыпались и начинали обливать водой друг друга.
Народу по тропе в Лужбу шло очень много. За первый час мы насчитали сто человек. По пути до Алгуя встретили 160 человек, а всего из приюта Алгуй сегодня должны были прийти 300 человек, зарегистрированных в КСС. По пути встречные люди удивлялись размерами наших вёсел, а один мальчик воскликнул: «О! Лопаты для снега – во сила!». За два часа добежали до стоянки КГУ. Там отдохнуи полчаса. Нам рассказали, что биологов идёт 29 человек. 10 человек из них вчера ушли на Большой Зуб. Остальные со снаряжением, приборами, котлами остались в стационарном лагере. Отдохнув, мы побежали дальше. Сделали всего 3-4 перекура. В 15:30 вернулись на нашу стоянку. Девчонки очень удивились нашему скорому приходу.
Весь остальной день мы лоботрясничали: купались, загорали, кидали морковку – проводили учения по спасению проплывающих мимо утопающих. Сергей соорудил из спас жилетов плот и сплавился на нём по шивере ниже по реке. При этом ударил о камень себе копчик. Мы ему кинули «морковку», но не попали  с первого раза. Потом Татьяна плавала на спас жилете. Мы и ей тоже кинули «морковку». Потом её подцепили карабином за спас жилет и возили по реке как на водных лыжах. И даже когда Генка поплыл на тот берег за листьями смородины, то мы ему тоже кинули «морковку». Так и забавлялись весь день.
Вечером девчонки выкинули кадр: не захотели есть гороховую кашу с гомогенизированной тушёнкой – заелись! Потом сходили на разведку ниже по реке.

8 июля.
Встали не рано. Отдохнули, поели, собрались и вышли из лагеря. У Куприяновской поляны Казыр оказался несплавной. Вчера вечером мужик рассказал, что в 40 минутах от этого места сливаются Большой и Малый Казыр. Мы дошли до слияния рек и стали собирать катамаран. Не спешили. Собрали раму, надули гондолы, связались. Перекусили салом с тушёнкой.
Вышли часов в 5 вечера. Пассажиром пошла Наташка. Русло реки было всё в камнях. Мы сперва ходили просматривать шиверы, а потом стали идти наобум. Цепляли все возможные камни. Постоянно приходилось выскакивать с катамарана и сталкивать его с камней. Чтобы русло было глубже, нужно либо побольше впадающих ручьёв, либо чтобы прошёл сильный дождь. Только тогда река сможет подняться.
Причалились в 7 вечера. Развязали мешки с рюкзаками (мешки – наше изобретение, удобнее рюкзаки положить в мешки и прикрепить их за катамаран, чем привязывать каждый рюкзак отдельно).
Сварили славный-преславный суп с рыбной консервой и гречневую кашу. Все наелись до отвала, даже Генка, но каша всё равно оставалась. Генка специально ходил  куда-то далеко-далеко в лес за своими любимыми смородиновыми листьями, чтобы сделать свой любимый-прелюбимый смородиновый чай. Сперва выпили один котелок. Потом Генка не выдержал и нагрел ещё один котелок. Выпив всё это количество жидкости, он стал ходить и предлагать всей команде оставшуюся кашу, потому что сам доесть её уже не мог. Всем колхозом кое-как заложили в себя по две ложки. А вечером, залезая спать в палатку, он сказал, что теперь из принципа не будет выходить ночью на улицу.
Ночь была душная. Лил дождь, в палатке было очень влажно.

9 июля.
Выспались. Вышли в два часа дня. Зато никуда не торопились. Утром прошёл ещё один дождь, но ожидаемого поднятия реки не произошло. Мы также как и вчера плыли и собирали на себя все возможные камни. Просматривать реку не ходили, поэтому несколько раз попали в мощные красивые сливы. У очередной шиверы остановились. Впереди оказался интересный порог. Русло реки преграждали большие камни. Мы продумали, как будем проходить. Генка остался снимать кино. Мы вошли в слив. Не справились с управлением. Нас бросило на камень и смыло с него боком, поставив почти под прямым углом.
На втором пороге (предположительно «Чёртовы ворота») камни полностью преграждали реку. Узкий проход оставался сбоку. Нужно было резко повернуть и попытаться втиснуться между двумя камнями так, чтобы течение не снесло нас дальше. Сергей встал на камнях посередине реки с «морковкой» на случай, если нас пронесёт течением дальше поворота. Он кинет «морковку» и попытается вытащить катамаран. Пройдя небольшой слив, мы резко повернули и втиснулись в этот проход, стукнувшись боками о скалу, зашли в улову. Забрали Сергея, и пошли дальше.
Тут оказалось, что на левой гондоле в дне треснула оболочка. Дутик грыжей выпирает наружу. Пока ещё мы не разорвали его о камень, но сделать это будет очень легко. Со страхом прошли несколько мелей, где острые камни торчали наружу.
Между мелями были участки реки, необычайно большой глубины, где дна совсем не было видно. Мы плыли не спеша, и выбирали место для стоянки. Наконец-то причалили.
По берегу проходила набитая грунтовая дорога. У проходившего рыбака спросили о нашем местонахождении. Он сказал, что до Томи около 6 км по воде, а до Лужбы плыть ещё 3 км. Мы перекусили и начали сперва заклеивать дыру, а потом положили на неё заплату. Дыра оказалась длинной в полгондолы. Работали долго. Заплату пришивали Сергей с Наташей. После этого поужинали, потом снова шили дотемна.

10 июля.
Утром встали рано. Мы готовили еду, а Сергей с Наташей дошивали катамаран. Мы с Таней вышли на дорогу, и пошли ниже по течению реки. Оказалось, что по берегу растёт зрелой черники немереное количество. Мы стали её есть горстями и набрали ещё в кружку. Вернувшись в лагерь, стали собирать вещи. Все по очереди ходили в кусты за черникой, и только собрав всю свою волю в кулак, смогли возвратиться обратно и допаковать вещи.
Вышли. По дороге встречались мели, перекаты. Прошли без проверки несколько порогов: «Три фашиста», «Молоко» и др. снимала их с катамарана Наташа, сидя пассажиром. Встретили на берегу срубы – они оказались банями новокузнечан. Случайно обнаружили, что у нас размоталась морковка и верёвка болталась по воде позади катамарана, когда мы проходили пороги. Она могла зацепиться за камень. Мы причалились у сруба. Мужики сказали, что в одном километре впереди порог «Каша». Действительно, на берегу мы увидели шатры и катамараны «кузнечиков».
Порог представлял собой большой слив, а ниже слива – бочка с двумя камнями. Таню посадили на камень с камерой у порога. Всё было хорошо, но мы понацепляли все камни, которые были в русле. Решили заново пройти порог – по берегу обнесли катамаран на начало порога. Когда я залез на камень, то там обнаружил Татьяну испуганную, с трясущимися руками. Оказалось, что она переволновалась и забыла включить камеру, поэтому ничего не сняла. Я сменил её на камне и начал снимать наш второй проход порога. В это время пошёл дождь. Было неприятно, мокро. Проехав порог, ребята захотели пройти порог с переворотом катамарана. Таня осталась на берегу снимать кино. Мы прошли порог хорошо. После него попытались перевернуть катамаран, но к нас ничего не получилось, мы сами попрыгали в воду.
Пока обсыхали, к нам подплыли два парня «кузнечика». Они хвастались перед нами своим снаряжением и своей техникой плавания, а потом поплыли впереди нас.
Немножко перекусив, собрали вещи и поплыли дальше. Впереди показался порог «Трек». Я сидел пассажиром с камерой. Далеко впереди плыли «кузнечики». Вдруг они резко повернули влево, и ушли куда-то за поворот реки. Мы последовали за ними. Там был порог. Дальше я всё видел в видоискатель камеры: вокруг всё кипело, бурлило, нас крутило и бросало на камни в разные стороны как щепку. Когда вышли из порога, то заметили дыру в левой гондоле в дне спереди, а из-под воды под гондолой булькали пузыри. Мы срочно причалились.
Оказалось, что пробита оболочка вместе с дутиком. Было очень обидно, ведь до Томи осталось 3 км. Генка очень разволновался. Решили зашиваться. Пока мы втроём готовили ужин, строили дом и разбивали лагерь, Сергей с Наташей начали ремонтироваться. Одно облегчение – стоянка была усыпана черникой.
Вечером мы с Татьяной пошли гулять по дороге вдоль реки и скоро дошли до впадения Казыра в Томь – совсем недалеко от лагеря. Тут пошёл дождь. Быстро стемнело, и мы побежали обратно. В лагере все собирались уже спать. А когда мы пришли, то стали нас гнобить, что мы долго болтались по лесу.

11 июля.
Проснулись в 7:00 – нужно ремонтироваться. Пока ребята шили, мы делали завтрак и собирали лагерь. Электричка из Лужбы отходила в 15:40. Времени было мало. Ребята предложили обнести катамаран и пройти порог «Трек» ещё раз. Если бы мы не успели на электричку, то продукты позволяли нам провести ещё одну ночь в лесу, но я и Таня категорически отказались от этого – боялись порвать катамаран ещё раз, ведь заплата из скотча на дутике казалась ненадёжной. Ребята неохотно согласились с нами.
Вышли в 11:20. Скоро влились в Томь, и дошли до Лужбы без приключений. В месте слияния ребята радовались и прыгали в воду (для кино). В Лужбе сушились два часа и на электричке в 15:40 уехали в Междуреченск. Ехали 2 часа, за билет заплатили 16 тысяч.
В Междуреченске до Новокузнецкой электрички оставалось времени 2 часа (она отходила в 20:40). Купили пиво, хлеб и съели всё это с орешками НЗ. Потом шиковали мороженным, купили 3 литра виктории. В 22:40 поезд Новокузнецк – Кемерово увёз ребят домой. Мы прощались, обнимались для кино. Было грустно, ведь с Генкой мы увидимся ещё не скоро. Ребята уехали, а я поехал в гости к Татьяне.
На этом, мой дорогой, любимый читатель, история заканчивается. До встречи в следующем походе.