Абакан 1995

28 июля.

В 21:30 "отчалили" на поезде Кемерово - Бийск. В 23:00 приехали в г. Топки, где простояли до 01:10. В это время мы разложили на улице перед поездом стол и поужинали. Вместе с нами ела проводница. А потом взяли гитару и пели песни. Спал на верхней полке, подложив под голову 3 булки хлеба в пакете и свою кепку сверху.

29 июля.

10:47. Приехали в г. Барнаул. Мы с Женькой пошли пошататься по городу. Вокзал такой же, как в Кемерово. Да и вообще город очень похож на наш. За час пробежались по пр. Строителей, потом по пр. Социалистическому, зашли в магазин "Орбита" (точная копия нашего), в ларёк "AGFA". Цены такие же, как у нас, но проезд в транспорте дешевле, чем у нас (судя по проездному для взрослых, который стоит 10.000 рублей). Пожалели, что не захватили с собой фотоаппарат - хотели сфотографироваться у танка, стоящего на постаменте у кинотеатра "Мир".
Когда мы пришли на вокзал, нашего поезда уже не было. Через некоторое время подкатили два наших отцепленных вагона. Но в Барнауле мы что-то долго стоим. Но вот в 13:20 поехали. В вагоне ужасная жара. Маюсь бездельем. Все спят, а я не могу спать - жарко. Уже прочитал 2 номера "Сенсации" и "Комсомольскую правду". Часы свои я не перевожу, хотя в Барнауле разница с Москвой на 3 часа.
В 17:30 наконец-то прибыли в г. Бийск. Сидим на вокзале (точнее перед ним). Вокзал маленький. Сейчас нужно поймать машину, чтобы добраться до п. Турочак. С мужикaми пошли в город, чтобы поймать машину, часть людей осталась у автовокзала с той же целью. От Бийска отдаёт периферией. Этот город уже помельче Барнаула. Когда вернулись из города, наползла лиловая туча и поднялась пыльная буря. Нас всех обсыпало пылью - полдня отряхивались. Но вот мы договорились с водителем большого микроавтобуса "Nissan". Он согласен довезти нас до Турочака. Загрузились и в 19:00 поехали.
Дорога дальняя - 250 км и плохая. Примерно на 85 км нас на развилке трёх дорог остановило ГАИ. К водителю придрались, что в кабине нет двух огнетушителей. На 100 км в салоне запахло горелой резиной, и мы въехали в какую-то деревню. Тут водитель разобрался с поломкой, и мы поехали дальше. В 1:00 приехали в Турочак. Заехали за деревню 1 км и остановились в лесу прямо у дороги. Разбили лагерь в сплошной темноте при свете фар автобуса. Развели костёр, перекусили и в 3:00 легли спать.

30 июля.

Местное время 6:30. Слышу голос Гришанова. Он будит и говорит, чтобы кто-нибудь пошёл с ним в деревню ловить машину. Я встал и с Толей пошли в деревню. Вернулись ни с чем, только узнав, что до п. Бийка 76 км. Взяли с собой уже вставших Женю и Иру и снова пошли в деревню. Там мы разделились по двое (я с Женей, Толя с Ирой) и пошли по дворам, где стояли грузовые машины, благо такие имелись чуть ли не в каждом дворе (где ГАЗы, а где и КАМАЗы). Мы с Женькой разбудили хозяина, но он везти нас отказался, сказав, что "эта развалюха" без тормозов (учебный ГАЗ). Но он сказал, что его напарник работает на ГАЗе с фургоном для людей, и если надо, он сейчас за ним съездит. Мы согласились. Он взял велосипед и поехал. Мы сели ждать. Вскоре подошли Толя с Ирой и сказали, что ничего не нашли. Мы сказали, что договорились и сели ждать вместе.
Через 30 минут мужик подъехал с другим на велосипедах. Тот другой и оказался водителем. Мы рассказали ему условия, и он согласился. Запросил 200.000 рублей, да за бензин 90.000. Это ещё по-божески. Водители «Ниссана» взяли с нас 600.000. А на ПАЗике в Бийске хотели взять вообще 1.100.000 рублей. Мы пошли в лагерь собираться. Через час подъехала машина, мы как раз собрались и подкрепились чаем.
Вообще меня удивляют эти алтайцы, они такие доверчивые, добрые, непуганые. Тормозишь на дороге любого - останавливается. Во двор заходишь - в дом приглашают. Ради нас готовы сделать всё что угодно. У нас такого не встретишь. Но здесь глубинка.
Выехали в 9:55. Впереди два перевала. Для измерения высоты над уровнем моря приспособили 1,5 л бутылку, чуть наполненную водой: поднимаешься на перевал - давление падает, бутылка расправляется; высота падает бутылка спадается. Как красиво вокруг! Сопки подёрнуты голубой дымкой. За вершины высоких гор зацепляются белоснежные облака. Далеко внизу виляет дорога. Кругом тайга…
В 11:33 приехали в Бийку. Выловили местного аборигена-алтайца с узкими глазами и смуглой кожей - предложили использовать в качестве проводника. Начальники ушли с алтайцем в деревню договариваться. Вроде за 1,5 л водки. Что-то их долго нет! Пришли! Договорились доехать почти до перевала Минор. Проводник сел в кабину, а ещё двое к нам в фургон. Едем. Проводник предупредил, что речки в этом сезоне особо опасные.
Ехать 25 км, но дорога очень плохая, скорость не больше 30 км в час. Места красивые. Выехали из Бийки в 12:16. Приехали к перевалу в 14:05. 0тпустили машину с проводником, заплатив водителю ещё 50.000. Проводник поставил нас на тропу и объяснил все её сложности и препятствия, набросал план-схему пути. Мы сварили обед, поели, перебрали рюкзаки и в 17:17 тронулись в путь.
Буквально с первых же шагов началось болото. Сначала прыгали по кочкам, стараясь не замочить ноги, но потом все попроваливались в грязь, кто по щиколотки, кто по колено, а кто и по пояс. У Татьяны Гришановой-старшей затянуло ногу по колено. Долго не могла вытащить, а когда вытащила, то кед остался там. Она присела на корточках с рюкзаком и пыталась достать из болотной жижи кед, но ничего не получалось. Тогда Женя Шур заставил её снять рюкзак, и совместными усилиями наконец-то достали кед. Часто приходилось делать привал. Но на привалах не давали покоя слепни, тучей вились над нами. Ира часто падала с рюкзаком и один раз так упала на камни в реке, что поранила оба колена, да ещё проткнула насквозь кожу до кости в области большеберцовой бугристости на правой ноге.
Но вскоре решено было сделать окончательную остановку на ночлег. Время было позднее. И в 18:20 нашли место, расчистили его и поставили лагерь. Сварили ужин. Тут Толя, Юра и Женя ушли смотреть тропу на завтра. Когда вернулась, то рассказали, что завтра ожидается кошмар - дорога всё время вверх, везде стенки, водопады и в некоторых местах не пройти с рюкзаком. Надо будет использовать трос. Ну, доживём до завтра - увидим. Да, кстати, завтра у нас с Женькой дежурный день, на который приходится день рождения Иры. А сейчас Андрей с Женькой Шуром набрали кедровых шишек и варят их в двух бобах. Толя Гришанов зашил Ире ногу (наложил 1 шов).

31 июля.

Встали в 7:00. Вчера вечером планы изменились и нас с Женькой не поставили дежурными, потому что решили, что все мужики пойдут до поляны у подножья перевала, а женщины и дети останутся здесь, а потом за ними придут второй ходкой мужчины.
Только позавтракали рисовой кашей, как Гришанов объявил, что идут Гришановы, Шур, Михайлов, Тарасов, Дубовой, Ковалёв и Подковкин Коля. Остальные остаются ждать. Валеев остался в качестве няньки над женщинами и детьми. Собрали рюкзаки, но часть вещей оставили, потому что трудно нести, потом за ними вернуться. Я не взял часть аптечки и продукты. В 9:55 отправились в путь.
Путь лежал по глубокому ущелью (примерно 200 метров глубиной) с текущим внизу чёрным ручьём с такой ледяной водой, что когда его пересекали вброд (а пересекать его приходилось так часто, что я сбился со счёта), ноги ломило и сводило. Вдоль этого ручья мы пошли вверх. Минут через 15 встретился водопад высотой примерно 12 метров. Мы остановились, сфотографировались. Шли мы 3 часа. Останавливаться передохнуть приходилось часто, через каждые 30 мин.
Но вот, в 12:55 мы вышли на огромную поляну, около 1,5 км длиной и 800 метров шириной. Справа, закрытый облаками, был виден перевал Минор. Вся поляна усеяна маральим корнем. Мы с Саней разбиваем палатку, и все устраиваем перекус. Едим чёрный хлеб, колбасу, сыр и запиваем "Юпи". Потом нас оставляют вдвоём с Подковкиным Колей (ему 13 лет), мы разгружаем все рюкзаки и стаскиваем вещи в палатку. Все остальные, взяв пустые рюкзаки, уходят вниз к лагерю. Часов через 7-8 все вернутся.
Мы остаёмся с Колей вдвоём; я иду, набираю воды в боб, мы срубаем рогатулины и палку для костра, нарубаем дров, разводим костёр. Пока мы так крутимся уже 16:30. Мы решаем взобраться на гору, что красуется слева. Она очень высокая и крутая (наклон примерно 60о). Снизу делаем снимок горы, идём наверх. До конца взбираться не стали, т.к. на пути встретились скалы, а у нас не было верёвки. Но мы взобрались уже больше чем наполовину. Спускаемся вниз. В 18:00 наползла туча и начался дождь. Такой странный - первые капли огромные, как стакан, а потом как зарядил сплошной стеной! Мы спрятались в палатку и стали играть в карты. В 18:45 мы услышали крик Андрея Михайлова - появились первые. Минут через 20 пришли все. Вечером за ужином отпраздновали День Рождения Иры - разлили на всех 1 литр красного вина. Легли спать рано, в 00:15.

1 августа.

Встали в 7:05. Мы с Женькой сегодня дежурные. Я развёл костёр, сходил за водой. Мы сварили пшённую кашу с тушёнкой. Разбудили всех, позавтракали и Толя, Андрей, Женька, Сашка, Женя Шур и я пошли в радиалку на Минор.
Вышли в 10:10. Сразу стали брать предгорье в лоб. Очень тяжело. Наклон 45-50о. Склон покрыт лесом, буреломом, под ногами бадан. Долго шли, наконец-то предгорье закончилось, начался подъём на вершину. Мы идём без рюкзаков, налегке, но усталость всё равно чувствуется. Я шёл впереди и вскоре увидел геодезический знак - триангуляр. Значит - вершина горы 2005 метров. Взобравшись на триангуляционный знак, мы сфотографировались. Сделали виды алтайских гор, с другой стороны Хакасии и Горной Шории. Вскоре мы пошли дольше, на другую вершину Минора (1998 метров). Потом двинулись по хребту вперёд к перевалу Минор и в конце концов увидели далеко внизу реку Большой Сыктызыл. Мы ужасно проголодались, но есть было нечего, мы шли налегке и ничего с собой не взяли.
Решили идти назад, посидели, отдохнули, съели по конфетке и в 14:04 двинулись назад. Обе вершины, через которые мы прошли, уже затянуло тучей, и серые клочья её проносило через седловину. Мы прошли некоторое время в туче, но добрались только до второй вершины. Здесь мы остановились. Идти на вершину с триангуляром не хотелось, мы решили её обогнуть слева, и начали спускаться вниз. Здесь мы увидели звериную тропу, и пошли по ней, но она вскоре потерялась и мы пошли вниз наугад по краю ущелья. Спускались долго, от голода выручала только жимолость, изредка встречающаяся на пути. Мы так же не пили с 10 утра ничего. Но, наконец, спустились в ущелье, где бежал ручей, и глотнули пару глотков. Перейдя на другую сторону ущелья, пересекли водораздел и по болоту добрались до поляны, где был разбит наш лагерь.
Вернулись мы в 16:35. Женщины разогрели суп и мы жадно поели. Только успели зайти в палатку, как грянул такой ливень, что в считанные секунды наша палатка с полиэтиленом промокла. Дождь шёл долго. В этот день, сходив на разведку, мы так и вернулись ни с чем.

2 августа.

Сегодня решено было сходить к перевалу - набить тропу. Пошли впятером: два Андрея, два Жени и Толя. Взяли два топора и стали делать засечки на деревьях, по ходу набивая тропу. Много раз тропа терялась, приходилось разбредаться и искать её. Ставили много лишних засечек, и Толя нас за это ругал: "Порубили весь лес, заблудиться можно". Наконец-то мы дошли до перевала. Остановились. Открыли банку ветчины, перекусили с хлебом. Полбулки хлеба в пакете мы оставили висеть на дереве. За 1 час 15 минут спустились по собственными ногами набитой тропе с засечками, до лагеря внизу.
Была жара, мы пошли на ручей искупаться. Потом поели и решили часть толпы забросить сегодня наверх. Решили идти ввосьмером: я, два Жени, Саша, Коля, Ира, Андрей. Мы вышли в 17:00. Через 2 часа 45 минут пришли почти к вершине Минора. Поставили две палатки и перекусили. Потом стало темнеть, и мы увидели такую картину. Низко над горами висел месяц, потом он стал краснеть, и вскоре стало казаться, что вдалеке извергается вулкан, и по склону горы течет раскалённая лава. Потом месяц стал гаснуть и через некоторое время совсем исчез. После этого стали зажигаться звезды. В 00:00 мы легли спать впятером в нашей палатке.
Да, ещё забыл сказать. Вечером мы с Евгением Павловичем ходили за водой: 26 минут вниз по ущелью. Только мы набрали воды в мешок и поставили его в рюкзак, как началась гроза, которая заходила с трёх сторон. Но к счастью, нас дождь почти не замочил, зато мы спешили со всех ног и очень вымотались. Назад поднимались час.

3 августа.

Ночь была ужасная. Мы рассчитывали, что на такой высоте будет холодно, и надели на себя все вещи. Но ночью нам стало так жарко, что пришлось половину вещей с себя снять, а ещё было тесно - спали впятером в двухместной палатке. Коля всю ночь ползал по нашим головам.
Встали в 6:00. Разогрели чай, вскипячённый и заваренный ещё утром, перекусили ветчиной с хлебом и в 7:00, освободив рюкзаки, двинулись вниз. До нашего лагеря дошили за 1 час. Когда мы пришли, все ещё спали. Потом все встали, сварили завтрак, поели и стали упаковываться. Пошли наверх, до верхнего лагеря дошли за 3 часа. Здесь, разбив лагерь, мы отобедали и вместе с детьми пошли на гору Минор. Прошли все три её вершины. Совершив эту прогулку налегке, мы направились вниз. По дороге вдалеке между горами, километрах в 12 на юго-запад мы увидели Телецкое озеро. Над ним шёл дождь. Хорошо было видно залив Камга.
Днём, сидя в палатке, я уже собирался выходить, как вдруг обнаружил, что рядом с палаткой стоит лишь мой правый тапок, левый же был прибит к соседнему дереву гвоздем на 150 мм на уровне 1,2 м над землёй; мне пришлось оторвать тапок, т.к. вытащить такой гвоздь я не смог. В тапке осталась дырка, которую я заклеил лейкопластырем. Так я и не дознался, кто это сделал, но есть подозрение, что это Гришановские штучки.
Поужинав, мы с Женькой и Сашкой отправились за водой. Дошли вниз невероятно быстро, за 20 минут. Набрали воды и рванули вверх. Меняясь, по мере уставания, мы без передыхов дошли до лагеря. Всё путешествие заняло у нас всего лишь час. Это в сравнении с прошлым разом - 1,5 часа. В это же время Женя Шур и Юра Тарасов пошли к вершине горы Минор. Там они водрузили на триангуляр знамя, сделанное из красных штанов Жени и оставили записку: "Мы, бригада балалаечников из Кемерово, покорили эту вершину Ля Минор".

4 августа.

Запомнилось как самый кошмарный день похода. Встали рано, в 8:00, позавтракали. Вспомнили проведенную ночь и ужаснулись - ночью разыгрался такой ветер, что мы думали, что нашу палатку снесёт в ущелье. Ночевали мы на перевале на высоте 2000 метров, поэтому утром росы не было. Когда разыгрался ветер, мы встали, нашли больших палок, и привалили ими полиэтилен на палатке, чтобы его не унесло, а то он надувался как парус. Так вот, позавтракав, было объявлено, что выход в 10:00. Мы все пошли собирать рюкзаки. По мере сбора люди уходили наверх, через перевал. Почти последние собрались мы с Женькой и в 9:42 вышли. Рюкзаки были очень тяжелые, их набили полностью. Впереди предстоял подъём по хребту (уклон 50о) на третью вершину Минора. При подъёме мы каждые 10 минут останавливались передохнуть, так было тяжело.
До самой вершины мы решили не ходить, а обогнуть её траверсом. Так мы и сделали, и вышли на седловину. Здесь, по седловине, где мы сделали короткий привал, проходили сразу две границы: первая - это граница заповедника на Телецком озере, а вторая - это водораздел между системами рек Оби и Енисея, по которому проходит граница между Алтаем и Хакасией. В этом месте был сложен каменный тур. Мы отдохнули, полежав прямо на земле, причем мои ноги находились на Алтае, а всё остальное в Красноярском крае. Решили идти, сбрасывая высоту, по Хакасскому склону хребта, чтобы нас не засекли из заповедника.
Очень жарит солнце. Здесь, на высоте, его лучи особенно опасны. Я чувствую, что начинаю сгорать. Дымка над горами сгущается настолько, что дальние горы почти пропадают в ней, а ближние кажутся подёрнуты голубой занавесью. Склон, по которому мы идём, состоит из курумников. Идти очень сложно и опасно: чуть неправильно поставил ногу - и всё, пиши пропало. Под весом рюкзака "оживают" все камни. Евгений Павлович чуть оступился, из-под его ноги вышел камень, и он с рюкзаком упал, чуть не разбив голову. Потом пошёл склон, поросший травой, а так как уклон был большой, то ноги всё время скользили по траве. Один раз и я поскользнулся на траве, и мой рюкзак полетел вниз, я его еле удержал, правда, он вывихнул мне правое плечо в суставе. Теперь нести стало тяжелее.
Пошли на спуск по противоположному склону. Вот здесь-то и начался самый кошмар: 60-70о уклон перемежается со стенками, курумниками, открытыми и закрытыми. Мы с утра ничего не ели, вода закончилась наверху. Очень хочется пить. Спускаться практически невозможно. Ищем пути. Наилучший вариант - это спуск по открытому курумнику. Уклон очень большой и с тяжёлыми рюкзаками трудно прыгать по камням.
Вдруг, на очередном отдыхе, Андрей закричал: "Вода!". Ему никто не поверил. Но оказалось - на самом деле вода. Мы решили сделать перекус. Открыли банки с ветчиной, взяли хлеба и воды. Всё равно, это как слону дробинка. Мы не ели с 8 часов утра, а сейчас уже 16 часов. У меня голод так и остался. Прыгаем дальше. Кажется, собирается дождь. Небо заволокло. Через некоторое время начался дождь. Прыгать по мокрому курумнику стало ещё опаснее. Но выхода нет, и мы прыгаем. Нервы на пределе - чуть оступился и - хана. Наконец-то допрыгали до низу. Там из вертикальной стенки брала своё начало река. Мы свернули с курумника в тайгу. Ещё немного спустившись, вышли на болото. Здесь у реки мы остановились. Я высказал предположение, что это Малый Сыктызыл. Сверились с картой. Идти оставалось километра два. Когда мы перешли на левый берег реки, то обнаружили тропу, по которой добрались до стоянки - небольшой поляны с кострищем. Здесь и решили остановиться на ночлег.
Толя послал меня вперед, разведать, что там. Я пошёл. Через полкилометра вышел на слияние двух рек: Большого и Малого Сыктызыла. Вернулся, доложил Толику. Стали разбивать лагерь. Хорошо, что здесь мало гнуса, зато есть огромные красные муравьи. Сегодня у Людмилы Ивановны, жены Андрея, день рождения. Решено было сварить много плова. Так и сделали. Праздник удался на славу - кроме плова были печенье, конфеты, коньяк. Спать легли во втором часу ночи.

5 августа.

Встали поздно, в 10:00. Сегодня решено было сделать днёвку. Подлечиться и отдохнуть. Почти все мы дошли сюда с травмами: кто стёр ноги, кто вывернул или растянул ноги, руки. Позавтракав, кто завалился спать, кто пошёл на рыбалку, кто на разведку. Мы сидели в палатке, пережидая дождь, и играли в карты. Когда дождь кончился, мы пошли на речку купаться. Пацаны соорудили запруду, и вода в реке ниже водопада поднялась настолько, что была мне по шею. Хорошо. Два дня не мылись. А сейчас - солнце выглянуло, вода ледяная. Потом сготовили ужин, начали есть, и тут снова приползла туча на нашей высоте. Доедали и допивали компот из жимолости, собранной здесь же, уже в палатках. Из-за непрекращающегося дождя легли спать рано в 23:15.

6 августа.

Дежурные разбудили поздно, но я встал ещё раньше. Нa завтрак была моя любимая рисовая каша на молоке (но в последний раз - больше молока нет). Собрали рюкзаки и в 10:20 вышли на тропу.
Сегодня я шёл первый. Гришановы отстали - у Толи повреждена нога. В 14:00 нашли место у реки и сделали перекус. В 15:00 подошли Гришановы. Мы прошли около километра, как начался дождь. Весь день мы шли по берегу реки Большой Сыктызыл. В начале седьмого вечера мы дошли до реки Коный. Здесь дождь зарядил надолго. Идти дальше не было смысла, и мы разбили лагерь.
Поужинав, мы сидели в палатке и вдруг в 21:25 услышали на реке страшный шум - это резко прибывала вода от прошедшего дождя, который от нас ушёл в горы. Грязный поток с огромной скоростью нёсся, катя огромные камни. Вода выходила из берегов и подступала к нашей палатке. Огромные деревья поток проносил, словно щепки. До наших палаток вода не дошла - стала спадать.

7 августа.

Встали утром, позавтракали и в 9:45 вышли. Пройдя около двух километров по берегу Коныя, мы наткнулись на завал деревьев на тропе. Вернулись метров на 400 назад и стали решать. Коный после впадения Большого Сыктызыла стал полноводнее. Решался вопрос о сплаве. Решили сплавляться.
Перешли на другой берег. Нашли молодые берёзы и стали вязаться. На берегу нашли немного земляники, поели. Целый день вязались и даже под дождём. На том берегу заметили мужика с лошадью. Андрей перешёл к нему и расспросил. Оказалось, что это егерь, он делает объезд заповедника. Он сказал, что ведёт группу туристов через перевал Минор. Эти туристы тоже решили сплавляться по Абакану, как и мы. Они из Челябинска. Вечером разбили лагерь в лесу, где было много черники, но ещё больше комаров. Вечером они нас так заели, что у меня чуть не случился анафилактический шок. Только на одной ступне я насчитал 58 укусов. Даже ночью в палатке кусали комары.

8 августа.

Проснулся в 7:55 от стука в чашку - сигнал дежурных к завтраку. Позавтракали, свернули лагерь и стали привязывать рюкзаки к катамаранам. Когда всё было готово, обговорили порядок, в котором идём. Первые шли Гришановы, затем Тарасовы, потом мы с Подковкиными и замыкал Михайлов.
Течение быстрое. Через 5 минут наткнулись на правый прижим, струя била прямо под завал из деревьев. Чудом обошли слева, где чуть послабее течение. На всём пути встречались прижимы, мели, так что гребли вёслами, только руки мелькали.
Вдруг впереди появилось дерево, сваленное с подмытого берега и нависающее прямо над водой. Нас тянуло прямо под него. Мы не сумели справиться с течением, и нас затянуло под дерево. Левую гондолу протащило, почти не зацепив. Правую гондолу, на которой я сидел, протянуло прямо под деревом. Я еле успел перевернуться вниз лицом. Меня стало стаскивать с катамарана в воду, прижимая деревом к гондоле, которую в это время тащило из-под меня течением. Веревка (капроновая витая), которой был привязан к моей шее фотоаппарат, зацепилась за одну из веток дерева и лопнула, как струна, не выдержав нагрузки. Течение выворачивало из рук весло. В воду соскочить я не мог - большая глубина и стремительное течение. Почти легши на гондолу, я не упал в воду, в этот момент последние ветки берёзы хлестнули по лицу - нас протянуло под деревом.
Потом мы обходили завалы по берегу. Проплыв в общей сложности 1 час, мы наткнулись на такой завал, что обнести его было невозможно. Андрей и Юра пошли в разведку. Весь день лил дождь. Вернувшись, они сказали, что впереди кроме этого, ещё два завала. Приняли решение разбирать катамараны и искать стоянку на этот день, а назавтра идти пешком до Большого Абакана.
Ещё около получаса мы шли под дождём, ища место для стоянки. Долго не могли поставить палатки - лил дождь. Под дождём срубили большое дерево - дров могло бы хватить дней на семь. Андрей, Юра и Женя нашли много грибов-моховиков и белых. Сварили ужин - грибной суп и рисовую кашу с грибами. Сегодня у Толи Гришанова День рождения. Ему 30 лет. Он достал бутылку коньяка "Белый орел" - разлили. Потом он достал полуторалитровую бутылку настоящего грузинского вина из винограда сорта “Изабелла”. Женя Шур нарезал сало тоненькими кусочками, которые просвечивались на пламени костра. Сало было шириной 4 см, он умудрился разрезать его на 20 кусочков. Маша 10 раз спросила, написал ли я про сало в своём дневнике, и рекомендовала занести это в книгу рекордов Гиннеса. Таким образом, мы потеряли двое суток на сборке и разборке катамаранов.

9 августа.

Встали к завтраку в 7:10, но вышли в путь лишь в 10:40. Сегодня был ягодный день. Мы просто обожрались черники, брусники, малины, жимолости, красной и чёрной смородины, земляники, костяники и всё это в один день и в таком количестве! Шли долго. Около 2 часов дня остановились на перекус - маленький кусочек чёрного хлеба, намазанный рыбным паштетом - для меня как слону дробинка, голод всё равно чувствовался. Когда поели, выяснилось, что рядом стоят лагерем два мужика из Барнаула. Они вяжутся и собираются сплавляться по тому же маршруту, что и мы. Они советовали нам не идти до Абакана, а вязаться здесь.
Мы прошли после мужиков ещё километра два, потом тропа стала уходить от реки в лес; так продолжалось долго. Наконец мы остановились, т.к. ушли очень далеко от реки. Мы с Саней пошли на разведку вперёд. В дороге нас застал ливень, так что мы промокли до нитки, но нашли выход к воде. Вернулись назад все продрогшие. Долго не могли развести костёр, все спички отсырели. Потом всё-таки развели, погрелись, но посушиться не удалось. Группой дошли до реки; держась за руки и стоя лицом к течению, цепочкой переправились на другой берег, и разбили там лагерь. В лесу оказалось столько грибов, что, не отходя от лагеря более чем на 30 метров, мы набрали на суп и кашу. Поужинав, посушились, и в 00:30 легли спать.

10 августа.

Ночью было холодно, я не дождался приготовления завтрака и вышел раньше. Терпеть холод не было сил. После завтрака в 10:00 вышли вязаться. Нарубили березы и тальника и до 14:00 вязались. Потом пошёл дождь. Мы спрятались в палатки и сидели, пережидая. Первый раз в жизни я видел такой сервис: дежурные (Гришановы) под дождём разносили еду прямо в палатки - как в ресторане. Когда сидели в палатке, я вдруг услышал звук летящего вертолёта - мы все обрадовались - значит на ближайшие 600 км есть, цивилизация. После дождя выглянуло солнце, стало даже тепло. Как хотелось бы, чтобы такая погода сохранилась подольше, а то всё дожди, да дожди, каждый день. Вчера с Женькой искупались в ледяном Коные - ух хорошо!
На ужин Толя Гришанов сварил такой плов - пальчики оближешь! Но чувство постоянного голода всё равно не отступает. Мы экономили продукты - может не хватить до Абазы. Мы потеряли лишние дни в пешке - наконец-то выходим на воду. Сегодня получился как бы день отдыха, собрали катамараны утром, днём шёл дождь, а вечером успели просушиться. Здесь постоянно всё мокрое. Ночью из-за этого холодно спать. Сегодня ночью видели такую луну, какую я никогда в жизни не видел: яркий-преяркий серебряно-белый диск висел над горой и бросал на лес ослепительный свет, делая всё вокруг видимым как днём, создавая на воде лунную дорожку.

11 августа.

Была ужасно холодная ночь. Так я не мёрз с самого Мундыбаша. Утром соскочил в 8:00, через 10 минут дежурные подали сигнал на завтрак. Выход был назначен на 10:00. Ровно во столько и вышли. Минут через 20 сплава показались два рыбака: они сказали, что до Абакана 1 час 20 минут ходьбы и что скоро за поворотом Коныя есть порог Щёки, расположенные в ущелье. Доплыв до порога все причалились. Пошли на разведку. Оказалось, что порог комбинированный - сначала ступеньки со сливом, затем метровый косой вал, зажатый между скальными щёками; катамараны проводили по одному. Ступеньки все прошли гладко. А вот когда проходили щёки, Шур Женя еле спасся: левая гондола ударилась о скалу - он успел лечь на раму катамарана. После этого Толя оценил этот порог как третью категорию сложности.
Поплыли дальше по ущелью. Глубина громадная - вода аж черная - дна не видно, в глубине проплывают большие рыбы. В 13:00 подплыли к завалу из деревьев. Юра взобрался на него посмотреть что там дальше и закричал: "Абакан!!!" Оказалось, что завал находится прямо на месте впадения Коныя в Большой Абакан. Мы вдесятером перетащили катамараны на руках через завал и устроили перекус. Тот же самый маленький кусочек хлеба, помазанный рыбным паштетом, правда с чаем.
В 14:30 вышли на Абакан. Наконец-то! Вот она, цель нашего похода. Абакан - спокойная река с прозрачной водой. Погода сразу улучшилась, засветило солнце, стало тепло - мы даже разделись. Через каждые 30 минут встречали рыбаков и все удивлялись, как они сюда забрались. Проплывая мимо очередных, мы спросили об этом у них. Они сказали, что забросились сюда вертолётом, а сами они из Новокузнецка - почти земляки. Это наверное был тот самый вертолёт, что мы слышали вчера. Потом навстречу попалось моторное каноэ. Мы удивились, как оно проходит через пороги? Потом по мере сплава мы встречали шиверы.
К 17:45 по левому берегу мы увидели избушку-зимовье. Причалили, зашли. В заимке оказалось булок 15 белого хлеба. Уже несколько дней мы идём без хлеба, к обеду выдают по несколько сухариков. В 17:55 отплыли, прошли 15 минут. Солнце зашло, поднялся ветер, стал накрапывать дождь. Все мы причалились к левому берегу. Решили сегодня больше никуда не плыть, разбили лагерь, сварили ужин - кашу гречневую с грибами. За раз съели целую булку хлеба. За сегодня по Абакану прошли около 20 км. Всего от Коныя до Абазы 240 км сплава.
Мы ухе в походе 14-й день. Продуктов брали на 18 дней. Надо экономить. В следующие дни нужно поднажать - проходить по 40-50 км в день.

12 августа.

Встали в 8:00, обильно позавтракали грибным супом. Грибная диета начинает надоедать. На улице очень холодно, туман, солнца не видно. Отплыли в 10:00. Даже работая веслом, не можем согреться. Женя Шур пообещал, что к 12 часам дня выйдет солнце, и мы будем загорать. Идут сплошные плёсы - скорость течения маленькая, всё время приходится работать веслом. Через 45 минут встретили на правом берегу избушку-зимовье. Причалили, взяли немного соли. В 12 часов на самом деле поднялся туман, и выглянуло солнце. Но загорать ещё было холодно, дул холодный ветер. Но потом стало теплее и мы, сцепившись четырьмя катамаранами, отдыхали, сплавляясь по течению.
К 14:00 нашли остров, причалились, сварили обед, первый раз за весь поход не перекус, а суп из рыбных консервов. Было уже жарко - все загорали. В 15:00 снова поплыли. К 15:45 доплыли до двух рыбаков, причалили, спросили у них, где находимся. Они сказали, что тихие плёсы кончаются, и начинается быстрое течение. Впереди порог Карбонак. До Абазы осталось 24 часа чистого сплавного времени. Сами рыбаки из Новокузнецка, забросились сюда вертолётом из Спасска.
Мы снова поплыли, сразу начались шиверы. Потом прошли Карбонак - валы, а после - струя, бьющая в скалу, резкий поворот русла влево (и соответственно, правый прижим). В 17:00 причалили на левом берегу к избушке-заимке. Но в ней ничего не оказалось. Зато вокруг избушки росло много малины, ну мы её и объелись! Потом прошли ещё до 19:00 и причалили на правом берегу Большого Абакана. Здесь тоже оказалась избушка-зимовье. Мы разбили на берегу лагерь. Пошли за дровами. Когда поднялись на склон скалы, наткнулись на заросли чёрной смородины. Ели её, не могли оторваться целый час. Тут же попадался и крыжовник. Вечером устроили пересмотр продуктов, разделили на 4 дня - решили, что столько осталось до Абазы. За сегодня и вчера мы прошли около 70 км. Оставалось ещё 170 км. Каждой группе дежурных выдали суточную пайку на приготовление еды. Её осталось довольно много - питаться стали лучше. После ужина сидели и грелись у костра до 01:15 ночи. За день я сильно сгорел, особенно ступни через босоножки прогорели в сеточку. Сидеть у костра было жарко. Во втором часу пошли спать. Было полнолуние - спать очень холодно.

13 августа.

Встал от холода ещё до сигнала дежурных. Андрей на ещё вечером закинутый кораб­лик поймал хариуса. Позавтракали. Стали собираться и пошёл дождь. Сидели в палатках, пережидая. Дождь надолго задержал наш выход.
Вышли в 11:50. Сразу на пути стали попадаться избушки. Их было так много, каждые 10-20 км. Мы даже не стали заходить во многие из них. В 17 часов нас стал нагонять дождь. Мы долго уходили от тучи с одинаковой скоростью, но вскоре за поворотом реки она настигла нас, мы не стали причаливаться и пошли под проливным дождём, всё более налегая на вёсла. И минут через 10 мы от него убежали. Причалились возле очередной избушки, дождались наших, наелись растущей здесь малины и к 20 часам причалились на ночлег на острове.

14 августа.

Вышли в 10:20. Мы с Женькой сегодня опять дежурные по третьему кругу. Все дни наш катамаран идёт первым, и сейчас мы шли опять впереди. Отрыв нашего катамарана составлял постоянно от 1 до 3 км. Однажды от Михайловых оторвались на 6 км. Пришлось ждать их минут 40. Такая быстроходность, я думаю, объясняется самым тяжёлым весом нашего катамарана (вес около 500 кг). До обеда прошли порог Курчеп: серия валов и бочек, разделенных короткими плёсами.
На обед причалились на острове, быстро сготовили уху, поели и в 14:50 поплыли дальше. Примерно через 5 км справа в Абакан впадала река Кызас, с такой мутной, глиняно-жёлтой водой, что она резко контрастировала с сине-зелёной водой Абакана. Так и текла она, не смешиваясь с водами Абакана, вдоль правого берега. Но км через 5 вода всё же смешалась, и Абакан стал мутно-зелёным, Примерно в 17:00 появился на горизонте хребет Восточных Саян. Значит, скоро будет впадение реки Оны. Сейчас мы плывём по Западным Саянам.
Впереди порог Гордей. Мы заходим в него. Обходим одну бочку справа, но из-за высоты вала не видим следующей и влетаем прямо в неё; затем ещё одна бочка, и ещё одна. Три штуки подряд. Валы по 1,5 метра. Еле выскакиваем, чтобы не попасть в следующие бочки. Мы все мокрые - волна накрывала с головой. За порогом поворот, а за поворотом открывается такой вид: у берега стоит катер-тягач, на берегу четыре мужика (лесозаготовители). Мы подплываем и спрашиваем, сколько км до впадения Оны? Они отвечают, что примерно 20 км; от Оны до Абазы ещё 31 км.
Мы плывём дальше. Вскоре встречаем моторку. Она на полной скорости движется на нас. Несколько метров не доходя до катамарана, они выключают мотор, и по инерции врезаются в нашу правую гондолу. В лодке оказались пьяные мужики. Они спрашивают, нет ли у нас рыбы или сетей. Мы отвечаем, что нет. Видя, что не к чему придраться, они отпускают нас. Мы плывём до 20:00. За этот день мы сделали 70 км. Вечером помимо ужина мы сделали толчёное печенье со сгущенкой - объедение! Легли спать в 23:45, мгновенно отрубились от усталости.

15 августа.

Ночь была тёплая. Утром был туман. День обещал быть хорошим. Позавтракали и в 9:45 отплыли. Река спокойная, всё больше плёсов, меньше быстрин, шивер. К 13:00 сделали обед, перекусили, искупались в Абакане и в 14:00 двинулись дальше. Вскоре доплыли до Оны, она разбавила воду Абакана своей чистой, сине-голубой водой. Тут же на берегу встретили группу водников, прошедших Ону.
До Абазы дошли к 15:00. Собрались, высушились на левом берегу около моста, и в 19:10, предварительно плотно поужинав, сели на автобус, до вокзала. До Новокузнецка билетов не было и пришлось брать до Аскиза. Когда взяли билеты, оставалось ещё время до отправления поезда, и мы пошли в ближайшие к вокзалу дома купить что-нибудь поесть. В 22:45 мы поехали в Аскиз. Из Аскиза в Новокузнецк выехали в 02:10.